Ритуалы и символы украшений
Назад

Череп

Череп-использование символа3D модель черепа

Как и кем  используется символика черепа

   Сегодня и в обозримом прошлом эта символика объединяет, пожалуй, самые не похожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо… и многие другие группы  используют череп в своей символике. В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами – мотогонщиками.  У байкеров  и военных череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону.     В древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, символ использовался воинами во время триумфальных победных шествий, и всегда сопровождался латинской фразой, ставшей в наше время крылатым выражением: «Memento mori» ,«помни, что ты смертный». Воины древнего Рима наносили изображение черепа на одежду, а так же использовали в различных нательных аксессуарах. В наше время символ черепа активно  используется в военной атрибутике воинами- наемниками  во время различных конфликтов. Этот символ «украшает» современные неонацистские организации.

Ну и конечно, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока. Особенно часто встречается он сегодня на опорах электропередач, где он еще и дополняется надписью: "Не влезай! Убьет!".

Последние десять  лет, череп стал привычным принтом или образом для дизайнеров одежды  и украшений. Образ черепа не только  обслуживает представителей субкультур , но и  считается   приемлемым для людей с традиционным типом  мышления. Активно используется Александром, Alexander McQueen, Полем Готье,  ..   https://style.wildberries.ru/do-smerti-krasivo-moda-na-cherepa/


принт череп на трикотажном жакетечереп на одежде для домалого Адидас с черепомОт мужской брутальности остался только черепчерепные принты как правило усыпаны розами и бриллиантами.

 

Символический смысл черепа

Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ  смерти и бессмертия, является поводом  для различных трактовок и философствований на эти темы.  Череп это  символом смерти и символ противостояния ей.  Устойчивость костных  тканей к разложению  и тлению еще в самых древних культурах символизировали жизненную силу.  Череп-эмблема смертности человека.  Но череп  всегда  рассматривался как вместилище души и считается, что душа продолжает жить в пределах черепа после смерти человека.  Если  вы владеете черепом  другого, то вас уже двое, поэтому череп  может принести обладателю  победу  в экстремальных столкновениях. По этой причине череп человека  наделяется особой ритуальной ценностью со времен палеолита. По этой же причине он активно используется военизированными и экстремальными группами людей. Если деятельность личности не предполагает  активность, то символизм черепа сводиться к « размышлениям и философствованиям». С таким смыслом он используется в христианстве  и в субкультуре готов, обозначая  отшельников и обособление от  социума.

 

 Культ черепа 

мифы, мистика, религия, традиции.

Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем души. Голову убитого врага не хоронили вместе с телом, а ставили на почетное место в жилище, объясняя это тем, что отныне она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого. Череп поверженного красили в яркие цвета, чтобы он не чувствовал себя «обиженным». Сходные обряды производились и над черепами умерших родственников. У кельтов Череп почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство. Череп — атрибут индуистских и христианских отшельников,   знак их отречения от мира на пути к спасению. Также череп может быть  мерилом  развития (продвинутости ) личности у  тибетский божеств . Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом — знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян.

Человеческая голова использовалась во многих предсказательных ритуалах. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров.   Убеждение в том, что   череп обладает силой умершего человека отражено в  многочисленных  мифических историях. 

 
,,Я говорю: через сорок дней тебя настигнет кара господня!».Жак де Моле (магистр Тамплиеров)
Подпись

Жак де Моле (магистр Тамплиеров) был сожжен по приговору суда инквизиции 18 марта 1314 г., предав проклятию короля и папу. Люди слышали, как Великий магистр прокричал: «Климент! Греховный судья и бессердечный палач! Я говорю: через сорок дней тебя настигнет кара господня!». Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию, откуда уже во времена покорения масонами в Америку

 Череп магистра, помимо других мистических свойств, обладал силой проклятия.  Де Моле проклял главных виновников суда над орденом - Папу Климента V, который умер через 40 дней после смерти магистра, а через несколько месяцев скончался от неизвестной страшной болезни и Филипп Красивый, затем ту же судьбу разделили три его сына, которые погибли один за другим в течение 14 лет. В народе их называли «проклятыми королями». Дальнейшее развитие легенды приписывает Жаку де Моле пророчество того, что династия французских королей прервется на плахе. И проклятие сбылось: в 1786 году Людовик XVI на масонском собрании был осужден на смерть, и через три года, во время Революции, обезглавлен.

  В среде майя  практиковался так называемый «культ черепов»: отделенная от тела голова очищалась, а в черепе сверлилось отверстие для ношения в качестве кулона. При раскопках в одной из деревень племени археологи обнаружили забор из человеческих черепов. Во время завоевания Мексики спутники испанского конкистадора Эрнана Кортеса обнаружили хранилище ацтекского храма, где были складированы несколько тысяч черепов.
 В воинских обрядах кельтов, скифов и гуннов  культу человеческого черепа отводилось центральное место. Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но они  служили в качестве украшения жилищ. Число подвешенных черепов на поясе кельтского  или гуннского воина  было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя. 
В среде майя практиковался так называемый культ черепов.
Подпись
воин с деформированным черепомчерепа из гробницы знати
Подпись
  
 Среди жрецов языческих культов и военной элиты аланов, сарматов и гуннов была широко распространена мода на длинноголовость. (70%) Что достигалась накладыванием бандажей на череп ребенка. Возможно, что такая деформация черепа определенным образом влияла и на умственные способности, характер людей. Подобное удлинение черепов было распространено в Южной Америке у ацтеков. Вряд ли это случайное совпадение. Узнать больше можно на сайтах:  : http://young.rzd.ru, : http://thiswas.ru/srednie-veka/slavyane-i-evraziya.html

 

По мнению кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья. Кельтские всадники шли в бой, прикрепив головы на копья и упряжь лошадей. Когда вождь кельтов убивал предводителя вражеского войска, он отрезал ему голову и преподносил ее храму.  Позже череп использовался как священный кубок в различных ритуалах. Смертельно раненному товарищу также отрубали голову, чтобы она не попала в руки врага. Головы менее знатных врагов прибивались на жилищах, как это делают охотники с головами убитых животных. Между тем черепа проявивших в бою воинскую доблесть вываривались в масле и бережно хранились в сундуках.  Культ черепа играл заметную роль и в воинских обрядах скифских племен: они пили кровь первого убитого врага, предъявляли головы врагов королю при требовании своей доли добычи, использовали скальпы как платки, шили из них юбки и украшали черепа.  В основе этих, на первый взгляд, варварских обычаев лежит представление о том, что голова являет собой божественный бессмертный дар. Именно в ней были заложены данные человеку способности и смысл его жизни, которые победитель хотел перенести на себя для защиты и противодействия несчастью. 

 
Культ черепа играл заметную роль и в воинских обрядах скифских племен.В праздничные дни такие чаши вынимались из хранилищ и выставлялись перед гостями.Когда Когда человек пил из такого сосуда он вместе с напитком содержавшимся в нем как бы поглощал и жизненную силу сохранявшуюся в черепе..используя череп врага победитель хотел перенести на себя данные человеку способности для защиты и противодействия несчастью.
 

Как известно, со своими личными врагами скифы долго не церемонились. Если скиф совершал убийство, иногда даже своего соседа или родственника, он распиливал его череп. Верхняя часть черепа тщательно вычищалась и вымывалась, после чего из нее делалась чаша для питья. Для этого половинку черепа обтягивали сыромятной кожей, а богатые скифы украшали сверху ее золотыми или серебряными пластинами. В праздничные дни такие чаши вынимались из хранилищ и выставлялись перед гостями, чтобы напомнить им, что у хозяина было множество врагов, но всех их ему удалось одолеть. Тем самым он предупреждал своих гостей, что с ним лучше не ссориться. Когда человек пил из такого сосуда, он вместе с напитком, содержавшимся в нем, как бы поглощал и жизненную силу, сохранявшуюся в черепе. Примеры такого обычая мы можем почерпнуть даже из отечественной истории. Лаврентьевская летопись так сообщает о гибели знаменитого русского князя Святослава Игоревича на днепровских порогах: «И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп (серебром), и после пили из него».

 

В христианской иконографии  при   изображении святых  и апостолов череп используется для обозначения отшельников. Изображение с черепом,  свидетельствует об их размышлениях о смерти. С черепом изображаются  св. Магдалина, св. Франциск Ассизский.

Символическое значение черепа с костями в православии это освобождение от смерти и возможность спасения.В православии по преданию, прах Адама находился на Голгофе – где произошло распятие Христа, его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество – даруя возможность спасения.
Подпись
 

В православии по преданию, прах Адама находился на Голгофе – где произошло распятие Христа, его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество – даруя возможность спасения. Символическое значение черепа с костями в православии – это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости – адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.

Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.


В живописи

 композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни тщетности удовольствийЧереп выражает бесплодность усилий овладеть познаниями и мудростью. Дряхлый старик представляет аллегорическую фигуру Старости.

 

В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» . Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Рядом с черепом часто изображали… еду. Фрукты, овощи, мясо, другие скоропортящиеся продукты. Вместе эти предметы должны были напоминать зрителю о быстротечности жизни. «Спешите творить добро, – говорят нам авторы таких натюрмортов, – ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, не долгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь.

 Череп как атрибут персонифицированной Меланхолии, сидящей над раскрытой книгой, выражает бесплодность ее усилий овладеть познаниями и мудростью. Дряхлый старик, рассматривающий череп, представляет аллегорическую фигуру Старости.

В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего. 

 Череп среди войн и противостояний.

 Синонимы:  Адамова голова= Мертвая голова =Totenkopf =Веселый Рождер

 В дополнение к черному цвет обязательны:  кости, сабли, молнии...

Пираты

Возникновение  черного пиратского флага Примерно в середине XVI века достаточно логично. Корабли  и флот появились в первую очередь для военных  целей,  поэтому была разработана система цветов флагов. Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции, желтый – символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия.

Общеизвестное название пиратского флага – «Веселый Роджер» (Jolly Rodger), возможно от английского слова roger — «мошенник-бродяга» или в некоторых контекстах — сам дьявол. Ведь одно из шутливых прозвищ Сатаны — Old Roger, Старина Роджер. 
 
Общеизвестное название пиратского флага Веселый Роджер (Jolly Rodger) возможно от английского слова roger мошенник-бродяга.
 

Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу — красный скелет. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда "мертвую голову" дополняли песочные часы! Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право. 

  Элемент военной формы

     Чаше всего череп упоминается в военное время.


Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях в эпоху романтизма  в литературе, живописи и архитектуре – в XVIII веке.  Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее. На похоронах прусского короля Фридриха Вильгельма , рыцарский зал его дворца был задрапирован полотнищами с вышитым серебряной нитью черепами  без нижней челюсти и скрещенными костями, а затем в память об усопшем были сформированы два полка лейб-гусар, носивших эту же эмблему. 

Молодой мужчина изображен в униформе гусара с TotenkopНа принцессе гусарская шапка Totenkop
Подпись

     

В 1831 году Йозеф Зенькович сформировал легион десператов (отчаянных), состоявший из пехоты и кавалерии, который участвовал в боевых действиях против частей русских императорских войск в Польше и Литве. Позднее, в том же веке, символика «смерти-бессмертия» появляется и в британской армии. В 1855 году, во время Крымской войны, после сражения под Балаклавой символика дополняется лентой с надписью Death «OR GLORY» — «(СМЕРТЬ Death) ИЛИ СЛАВА». Символика так же использовалась французскими эмигрантами-роялистами, борющимися против революционного режима. А в дальнейшем и в финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках .

 


Стоит упомянуть и об употреблении символики смерти частями красноармейцев и анархистскими отрядами Нестора Махно. В этом случае искажено  подлинное  значение  черепа в воинской традиции. Череп используется  для  устрашения   разрушения и смерти. На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду». 
   Сегодня в  современных армиях практически полностью утрачена традиция использования символики смерти — черепа («мертвой (адамовой) головы»). Примеры ее употребления в некоторых частях специального назначения чаще всего сводятся к маргинальному эпатажу на уровне декоративного украшения обмундирования. Связь с подлинным сакральным значением, которое нес в себе череп в качестве воинского символа еще в ХХ веке, на сегодняшний день не прослеживается

Со второй половины XX века устрашающую эмблему черепа с некоторыми второстепенными элементами — молниями, крыльями и т.д. — начали использовать в своей символике «коммандос» и военизированные подразделения спецслужб США

отрядами Нестора Махно череп используется для устрашения разрушения и смерти..
Подпись
 

  Германская армия-«Тотенкопф»

 Впервые Череп-как атрибут военной формы использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.

  В память об умершем монархе были сформированы регулярные 1-й и 2-й полки королевских лейб-гусар, носившие черную униформу (чикчиры, доломан и ментик), черный кивер (Flugelmuetze) с выполненной в прусской манере серебряной эмблемой — черепом со скрещенными костями. По всей видимости, в данном случае «Черные мертвоголовые гусары» («Shwarze Totenkopfhusaren») не просто желали отличиться и выделить свою часть из ряда других.

Череп и кости в этих двух гусарских полках, несмотря на все реорганизации прусской, а затем и германской армий использовались не только до 1918 года, но и были унаследованы армиями Веймарской республики и Третьего рейха .

 
 

В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (tоtеnkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных рот и танковых батальонов. В 1916 году символ смерти был присвоен огнеметчикам лично наследным принцем в качестве высшего знака доблести, который «будет постоянно стимулировать дальнейшее повышение боевого духа, презирающего смерть». «Тотенкопф» была личной эмблемой летчика-аса германских люфтваффе Георга фон Хантельмана. После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе добровольческих корпусов Веймарской Германии — фрайкоров, сражавшихся против немецких большевиков (спартаковцев), что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. Символика смерти появилась также на машинах и касках членов «черного рейхсвера».

Гусары с мертвой головой Totenkopfhusaren наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.




 

Русская армия-«Адамова голова»


В русской культуре происхождение символа черепа, имеет христианские корни. Традиционно используется череп с перекрещенными костями и имеет название «Адамова голова».  

В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями. В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами. 

Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в. В 1907 году в Российской Императорской Армии были восстановлены виды кавалерии и исторические названия полков. Также была введена традиционная униформа. 5 марта 1914 года, вместо герба на шапке было приказано носить «Мёртвую Голову». С тех пор череп и кости украшали меховые шапки и нагрудные полковые знаки «александрийцев» на законных основаниях. 


5 марта 1914 года вместо герба на шапке было приказано носить Мёртвую Голову. С тех пор череп и кости украшали меховые шапки и нагрудные полковые знаки александрийцев
 

 Командиру 17-го Донского казачьего полка генералу Бакланову черный шелковый значок с вышитой серебром «адамовой головой» и надписью «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь» прислали в подарок монахини Новоиерусалимского монастыря. Генерал  понимал, что на незнакомых с христианской символикой горцев Кавказа, которым противостоял его полк, этот значок будет наводить ужас.  Этот флаг  использовался всю чеченскую компанию.

Черный шелковый значок с вышитой серебром адамовой головой Генерала Бакланова использовал его для устрашения горцев всю чеченскую компанию.

 
  Задолго до Февральской революции началось разложение армии  России. Военные неудачи 1915 г. и усиливавшееся недовольство населения продолжавшейся войной привели к массовому дезертирству. Нарастало неповиновение приказам, иногда доходившее до мятежей 
  В мае 1917 года, проходивший съезд солдатских депутатов фронта по ходатайству Брусилова принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей». «Батальоны смерти» были призванные своим примером воодушевить остальные, менее стойкие войска, разлагавшиеся красными агитаторами и тем самым удержать фронт от распада. В дальнейшем эти «добровольческие части» стали  основой Белой Добровольческой Армии.
  Первоначально добровольческие формирования не только не имели единой формы. Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» — изображение черепа со скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Эту же эмблему стали изображать на знамёнах этих частей. Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии.


Белые сочетали в своей символике череп и кости с выражением готовности умереть самим ради спасения родины.

жетон Батальона смерти Корниловкого ударного полка.gif

 

Наибольшей известности среди них достигли, пожалуй, Корниловский ударный полк , в ходе гражданской войны, выросший до размеров дивизии и послуживший костяком белой Добровольческой Армии – позднее «Вооруженных Сил Юга России») и «Женская боевая команда (позднее – батальон) смерти Марии Бочкаревой», защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 г. 
 

После выстрелов в Ленина осенью 1918 г. ЧК развернула «красный террор» под знаком черепа с костями  «Смерть буржуазии  и ея прихвостням!  Да здравствует Красный Террор!». 

В то же время на большевистских знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании с непременными призывами убить кого-то другого («мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима»). Бойцы красной армии использовали символику смерти исключительно как обещание смерти врагу. 

  После выстрелов в Ленина осенью 1918 г. ЧК развернула красный террор под знаком черепа с костями..на большевистских знаменах мёртвая голова всегда присутствовала в сочетании с непременными призывами убить кого-то другого.   
Подпись

Возврат к списку

Ваша корзина пуста