Авангард



Авангард - это всегда Начало! ПРЕДшествие

Стиль коллекции
кубизм
Эмоция
поиск
Базовый образ
отрицание традиционного

Посмотреть коллекцию

Охота на слово

Считается , что  слово АВАНГАРД прибыло в Россию из европейских языков и имеет военную окраску. Википедия  называет области применения слова от спортивных команд, стадионов,( Владивосток  так же имеет стадион АВАНГАРД с гариевой дорожкой), до терминов в искусстве.

Аванга;рд (от фр. avant-garde — передовой отряд):

• Авангард (военное дело) — военный термин.   Войска, выставляемые на первом плане против  неприятеля.
• Авангард общественная группа, ведущая за собой массы (книж.). Коммунистическая партия - авангард рабочего класса.
• Авангард (ракетный комплекс) — подвижный грунтовый ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой
• Авангард (искусство) — термин в искусстве.
 Этимологические словари позиционируют нам слово, как двукоренное, состоящие из двух слов: Голландское – avant-guarde. Французское – avant-garde. Итальянское – avanguardia.
Avant  по-французски – перед, не предлог, а существительное. Второй корень GARDA – защита. У рапиры и шпаги – защитная полусфера – гарда.
 Если работает  правило лингвистики: "язык эволюционирует в пользу говорящего",  то в слове АВАНГАРД видны и реально русские корни:  АВАН-ИВАН(первый), а профессиональное воинство  - ОРДА. Этот корень мы найдём в словах ОРДен, ОРГанизация, рекОРД, ОРДинатор, кАРДинал,  ГвАРДия. АвангАРД – слова одного извода..


Отрицание существующего

Искусствоведы различных направлений сходятся в одном : основа авангарда анархическое, субъективистское миропонимание, утвердившееся на фоне глубокого кризиса буржуазной культуры 20 века. « ..состоит целиком из отрицания старого». Авангардное искусство возникло и существует как выражение крайних, пограничных состояний человеческой психики . Отсюда и шокирующие способы его проявления – литературные манифесты и эпатажные выставки, декларирующие подчеркнуто - демонстративный отказ от традиций классики, экстремальные действа, произвольно соединяющее основные средства воздействия на психику : альтернативную живопись, хаотичные предметно - пространственные композиции , диссонансную музыку с включением городских шумов , игру актеров среди толпы зрителей с превращением последних в полноправных участников спектакля, и т.п…. Кроме такого рода авангардные шоу оформляются как  "инсталляция", "концепция"," перформанс"," биенале".

Для авангарда характерны явления , целенаправленно вызывающие у людей состояние эмоционально – эстетического шока..

на основе статьи Татьяны Чечельницкой

кольцо-R7126-.jpg

Все изделия коллекции






Maurizio-Cattelan, корова

Здесь не на что смотреть.

Противники авангарда в своей критике вполне обоснованно упирают именно на его разрушительную сущность, называя авангард искусством апокалипсиса.
У современных критиков авангарда есть исторические предшественники – в нацистском Берлине в 1937 - 38 г. с подачи пришедшего к власти Гитлера проходит выставка « Дегенеративное искусство» с работами немецких экспрессионистов : художники представлены там как больные уроды, извращенцы, враги режима и немецкой расы. После выставки начинается настоящая «охота на ведьм» - авангардные работы конфискуются , выбрасываются из музеев, сжигаются, а их авторам грозит физическое уничтожение как неполноценным немцам.

Это наглядная иллюстрация к тому, каким преследованиям и гонениям подвергалось в периоды своего возникновения авангардное искусство. Оно всегда являлось мишенью для безжалостных насмешек и презрения обывателей, объектом преследования официальных властей и поводом для ожесточенной искусствоведческой критики. Конечно, это тоже слава – но какая? Казалось бы, жестокими гонениями на авангард это направление было уничтожено безвозвратно - но после окончания мировых войн чудом сохранившиеся работы авангардистов были возвращены в музеи и заняли почетное место в лучших экспозициях мира. Авангард от этих дискуссий только выиграл - сегодня он символизирует современное искусство. Работы авангардистов на пике моды, они пользуются огромной популярностью и покупаются за баснословные суммы на международных аукционах..

Направления или течения авангарда.

Кубизм, Пабло Пикассо

Аналитический кубизм, точкой отсчета которого стал 1907 год, а программной картиной  «Авиньонские девицы»,  после 1912 года перерос в кубизм синтетический . Картина в такой технике создается, как коллаж – из отдельных фрагментов формы, как бы разрезанной на мелкие части. Эстетика кубизма  определила развитие искусства на многие годы вперед.

Но почему  Пикассо видит мир так?
   Призрак войны витает над миром.
Призрак беспощадной борьбы за мировое господство, затянувшей в кровавую мясорубку военной бойни миллионы людей. В такой идеологии нет места  красоте и гармонии – жесткие дисгармоничные линии,  безжалостно рассекающие пространство, олицетворяют слепой фанатизм. Прямоугольные формы  -  казарменную твердолобость. Бесстыдство  - торжество низких инстинктов. Жуткие лица – ужасы неумолимой войны…
   Грядет разрушительный век безобразия и деформации человеческих ценностей. 
Наверное, раньше других это почувствовали художники.


Суприматизм,  Малевич, Матисс

 Модерн самоутверждается разрушением традиций. Как и любое искусство , он вторичен по отношению к жизни и не может создать ничего истинно нового  – только новое виденье уже существующей реальности. И картины кубистов – более ли менее условное отображение действительных предметов окружающего мира, переданное через субъективное восприятие художника . Анри Матисс был гораздо ближе к истине,  когда заявил, что кубизм является своего рода описательным реализмом.      

Дадаизм

 При абсолютном несходстве взглядов и творчества авторов можно отметить главное : дадаисты изобрели радикально новые методы, чтобы выразить панику , хаос, ужас, растерянность послевоенного общества. Были созданы и теоретически обоснованы принципиально новые виды искусства. Плакат, монтаж, коллаж, рельеф, пространственная композиция, бытовые предметы в авторском оформлении стали таким же полноценным направлением в искусстве, как живопись и скульптура. Лозунг, манифест, неологизмы, свободные ассоциации вошли в литературу , как ее неотьемлемая составляющая. Изменилось и направление творчества - человек перестал быть центром изображения в искусстве и стал просто деталью композиции. В дадаизме отчетливо проявилось разочарование человечества в самом себе. Взамен опустошенности внутренней жизни оно погрузилось в автоматический внешний мир , сосредоточившись на утрированной дадаистической предметности .
 За шесть лет своего существования (с 1916 по 1922 г) дадаизм не создал ни школы, ни стиля, не вписался в рамки традиций, не позиционировал себя, как авангардное движение…
 Тем не менее он оказал решающее влияние на развитие послевоенного искусства, наметив в нем основополагающие тенденции : антиэстетизм, эпатажность, предметность, сосредоточенность на чисто внешней,материальной стороне жизни, подчеркнутая бездуховность …




Поп Арт , Энди Уорхол

Это базовая культура общества массового потребления. Это лицо мегаполиса. Его эстетика – реклама и звезды СМИ. Средства выражения – промышленно производимые серийные предметы повседневного спроса. Поп - арту изначально присущи стеб, ирония, которые используют в качестве обьекта растиражированные клише культуры массовой. Но направлены они не на разрушение этой культуры , а скорее на пропаганду стереотипов индустриального общества. Природа поп - арта двойственна : культура - но массовая, навязчивая - но и желанная, пустая и наполненная, содержательная и одновременно нет. Это состояние "люблю-ненавижу" и есть суть поп-арта и работ его наиболее известного представителя Энди Уорхола.




Пабло-Пикассо-500х350.jpg 


Малевич-и-Матис-500х350.jpg 


Плакат 500х350.jpg

Кольца-образы-авангард.jpg

Поп-Арт-Энди-Уорхол.jpg

Все изделия коллекции

Text here....