Византийский орнамент

Орнамент

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Византийский орнамент.jpg
 

  Орнамент занимает важное, хотя и второстепенное, место в художественной шкале. Если он метит не так высоко, как другие формы искусства, то он отвечает самым бессознательным потребностям нашей натуры, которые состоят в том, чтобы украсить окружающие нас предметы.

Орнаментальная композиция может быть действительно прекрасной лишь при условии, что она доставляет зрителю чувство покоя и удовлетворения, рождающееся при равновесии и гармонии всех элементов, из которых она состоит.

 
Византийский орнамент Орнаментальная композиция.jpg
 

Орнамент является связующим звеном между промышленностью и искусством и представляет собой одну из его самых привычных, самых практических и самых разнообразных форм.

Таким образом, основными характерными чертами орнаментации являются множество вариантов ее применения, разнообразие и почти неограниченная свобода в выборе средств.

Художник может добиться поставленных задач с помощью следующих способов:

1.Придумывание мотивов, которые по замыслу являются чистым воображением и не свойственны природным творениям. Линейные и геометрические комбинации (плетеные узоры, меандры, розетки), которые являются их примитивным выражением, отвечают способностям человеческого мозга к порядку и к чувству меры; являясь непосредственным продуктом чистого воображения. В открытой или завуалированной форме геометрический метод служит основанием для большинства орнаментальных композиций.    

 
Геометрический орнамент.jpg
 

2. Условное изображение реальных предметов, выражаемое только в основных характерных чертах и в обобщенной форме. Второй прием является связующим звеном между двумя другими, и который часто путают с первым приемом, приближается к нему в сфере творческого вымысла своей способностью к идеализации, то есть к абстрактному обобщению в форме общих прообразов, образцов, заимствованных у природы, чтобы присвоить их себе. Подражательное изображение предметов, сделанное с видимостью реальности средствами рисунка и цвета.

 
Условное орнаментальное изображение реальных предметов.jpg
 

3. Что касается чисто подражательного изображения, то именно приближаясь к современному периоду, мы чаще встречаемся с использованием этого живописного метода. Он в большей степени применим для верности передачи изображаемого объекта со всеми его отличительными свойствами и в его полном выражении.

 
Подражательное изображение в орнаменте.jpg
 

Использование цвета в орнаменте близко связано с применением одного и другого методов, которые были изложены выше. Там, где изображение предметов является идеальным или условным, цвет также является условным. Строгость рисунка компенсируется свободой цветовой гаммы, то есть преимуществом выбора и использования цвета по своему усмотрению, без заботы о сходстве и правдоподобии и следуя лишь законам гармонии соотношений.

 
Цвет в орнаменте.jpg
 

Византийский орнамент.

Важное место в истории орнамента принадлежит византийскому искусству.

Многоцветный византийский орнамент с простыми силуэтами и разумным построением, в котором пространство исходного фона значительно свободнее, чем у азиатских мастеров. Византийскому рисунку характерна насыщенность тонов, которые попросту противостоят друг другу на базовом фоне.

Основные отличительные особенности византийского орнамента:

• утонченность и пышность. Узор становится необыкновенно декоративным и

• композиция строится на обычном пересечении горизонталей и вертикалей, сетки и диагонали;
• причудливая узорчатость;

• присутствующие в декоре спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга и наполнены христианской символикой. 

 
Византийский орнамент иллюстрация.jpg
 

Основные мотивы византийского орнамента

• Древо Жизни. Изображается в виде виноградной лозы.

• Лилия. Это растение символизирует Благовещенье, обновление мира и прихода в него Спасителя.

• Спираль, как влияние персидского орнамента.

• Плетенка. Изначально пришедший из арабских орнаментов в Византии этот мотив становится принципом построения орнаментальной композиции.

• Византийский цветок. Излюбленный мотив  в орнаменте византийского искусства. Трехлепестковая и пятилепестковая пальметта у основания имеет спиралевидные усики.

• Акант. Элемент, заимствованный из античных декоров. Считался символом вечной жизни.

• Монограмма Христа. Данный символ представляет собой скрещенные начальные греческие буквы имени Христа – «Х» и «Р».

• Грифон. В византийских орнаментах олицетворяет силу и мудрость, а также божественное и человеческое начало Христа.

• Рыба. Один из раннехристианских символов, олицетворяющий Спасителя.
• Голубь. Символ очищения души. Часто изображается сидящим на виноградной лозе (Древо Жизни) с оливковой веткой.
• Лавровый венок. Символизирует победу Христа над смертью.

• Якорь. Олицетворяет надежду на спасение и на вечную жизнь.

• Лев. Символ мощи героя, олицетворение сильной власти.

• Павлин. Символ бессмертия и нетленной души.

 
Основные мотивы византийского орнамента рисунок 1.jpg
 
Основные мотивы византийского орнамента рисунок 2.jpg
 

Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: бирюзово-зеленый, ярко-красный, терракотовый, песочный, синий. 

Современный Византийский стиль.

Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели, в коллекциях одежды и аксессуаров, в украшениях. В интерьерах в византийском стиле большое значение отводится мозаике. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. В современных интерьерах роль мозаики исполняет кафельная плитка, которой декорируют не только ванные комнаты, но и пространства жилых комнат, и даже ступени лестниц.

 
Византийский орнамент Современное использование.jpg
 

Одежда.

         В современных коллекциях одежды тема византийского стиля остается весьма актуальной на протяжении уже нескольких лет. Причем, форма одежды здесь не играет никакой роли. Главным признаком стиля является орнамент. Это и мозаичные принты, и контрастность цветов, и объемная орнаментальная вышивка.

           В коллекции осень-зима 2013-2014 наряды от Dolce & Gabbana украшены принтом, напоминающим мозаику византийских храмов. Особый акцент сделан на украшениях – византийские короны, крупные серьги, массивные кресты.

 
Византийский орнамент Коллекция Dolce & Gabbana осень-зима 2013-2014.jpg
 

Византийский стиль также стал лейпмотивом и зимней коллекции Dolce & Gabbana 2016 года.

 
Византийский орнамент Коллекция Dolce & Gabbana 2016.jpg
 

На миланской неделе моды Dolce & Gabbana представили круизную коллекцию весна-лето 2016, часть моделей которой были также созданы по мотивам византийского стиля.

 
Византийский орнамент в Коллекции от Dolce & Gabbana 2016.jpg
  Византийский орнамент круизная коллекция Dolce & Gabbana весна-лето 2016 (2).jpg

 

Вдохновением для коллекции Alexander McQueen осень-зима 2010-2011 послужили картины мастеров эпохи Возрождения и роскошь нарядов средневековой Византии.

 
Византийский орнамент Коллекция Alexander McQueen осень-зима 2010-2011.jpg

В своей весенне-летней коллекции 2016 года, представленной на неделе моды в Нью Йорке, Valentino также использовал византийскую тематику.

Византийский орнамент Валентино 2016.jpg
  

Ювелирные украшения.

Исторические.

Византийские украшения создавались под влиянием восточной культуры. Массивные формы, яркие вставки из драгоценных камней, крупные камни, декоративное оформление выделяют византийские украшения. Излюбленными мотивами мастеров ювелирного дела стали сюжеты религиозной направленности. Часто при создании украшений использовались ангелы, кресты. Особое место среди византийских украшений занимали изделия с чеканкой, финифти, эмаль. 

 
Византийские украшения.jpg
 

Современные.

Сегодня также можно встретить украшения в византийском стиле, которые представляют собой серебряные или золотые кресты с россыпями драгоценных камней, наборы украшений с крупными вставками и из драгоценных камней.

«Византийские" браслеты и броши "Шанель" были созданы в 1930-1940-х годах. Если быть стилистически точным, эти украшения представляли удивительную эклектику, объединяя элементы исторических стилей самых разных эпох, от Античности до Позднего Средневековья. Но, поскольку источником вдохновения для Шанель были именно византийские мозаики, увиденные ею в Равенне и Венеции, все "исторические" украшения Шанель принято называть "византийскими". 

 
Украшения от Шанель по мотивам византийского орнамента.jpg
 

Наиболее впечатляющие украшения Шанель в "византийском" стиле производились с конца 1930-х годов до 1960-х. Повторы некоторых украшений марка выпускала в 1990-е года.

 
Украшения Шанель и историческое византийское украшение.jpg
 

В коллекции осень-зима 2013-2014 Dolce& Gabbana создали и использовали массивные украшения в византийском стиле. Это были массивные мозаичные серьги-кресты, короны, ободки и огромные нательные кресты.

 
Византийский орнамент украшения Dolce & Gabbana осень-зима 2013-2014.jpg
 

Бренд Stella Flame черпает свое вдохновение в блеске византийской и ранней Османской империи.

 
Украшения от Stella Flame.jpg

Ювелирная марка LE SIBILLE в своих украшениях, выполненных в технике микромозаики, также обращается к теме византийского стиля.

    
Мозаичные украшения от LE SIBILLE.jpg

Есть ювелирные компании, которые делают фантастические вещи вне времени. Как например, Matthew Campbell Laurenza, у которого сильная сторона - это эмали и цветные камни.

Украшения от Matthew Campbell Laurenza.jpg

Для ювелирной компании Cazzaniga характерны сложные неовизантийские композиции с использованием русских самоцветов: малахита, чароита и других камней.

Украшения от Сazzaniga.jpg

Коллекция «Ольга».

В ювелирной коллекции ЮБ Роскошь «Ольга», созданной по мотивам византийского орнамента, используются пальметты нескольких типов (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости). Также используется так называемая плетенка, как принцип построения отдельных элементов - верхушка серьги, декор, переходящий в шин. Орнамент вписан в круг, что придает изделиям завершенный вид. Центр преимущественно пустой.

Цветовая палитра коллекции изобилует яркими красками, смелыми сочетаниями цветов и акцентами из эмали элегантного белого, фирменного бирюзового и сдержанного терракотового цветов.

Византийский орнамент Коллекция Ювелирного Бренда Роскошь Ольга.jpg




Возврат к списку

Ваша корзина пуста