Личности: Икона стиля, Коко Шанель

Текст статьи содержит ознакомительную информацию о личности, вдохновившей дизайнеров ЮБ Роскошь на создание коллекций «Габриэль» и «Банты».

   Коко Шанель говорила: «Мода — это нечто, что существует не только в одежде. Мода витает в воздухе. Она связана с нашими мыслями и нашим образом жизни, с тем, что происходит вокруг нас». Габриэль Шанель подарила нам то, что мы сейчас называем образом жизни. Ее лучшие творения:

  • Маленькое черное платье, которое, входит в список mast have гардероба, каждой женщины мира, живущей в мегаполисе;
  • Каскады жемчуга на простой бечевке;
  • Двухцветные туфли, туфли-лодочки;
  • Твидовый костюм или костюм букле;
  • Камелия из белого шелка, ставшая символом её марки;
  • Стеганная сумочка на цепи;
  • Parfumes Chanel №5

   Она ввела в женскую моду брюки, короткую стрижку, черный цвет и загар.
   Её украшения имели потрясающий эффект, в которых сочеталась роскошь изумрудов или жемчуга с превосходной собственной бижутерией. Сочетание драгоценных камней с искусственными являлось смелой находкой (вольной, оправдывая ее прижимистость), которую она использовала как роскошные украшения.

«Драгоценности — это целая наука! Красота — это грозное оружие! Скромность — это верх элегантности!»

 Другое дело — бижу. Достаточно чуть-чуть жемчужной «перловки» от Chanel — и в чём угодно вы выглядите стильно. «Настоящие драгоценности напоминают мне о морщинах старух. Это все равно что навесить на себя ожерелье из банковских чеков». Однако простота от Chanel стоит дорого. Когда её упрекали, что она мастерица опустошать кошельки, она высокомерно отвечала: «Имеет смысл отказывать себе во всём, кроме роскоши». «Некоторые люди думают, что роскошь является противоположностью бедности. Это не так. Это противоположность вульгарности». В последнем гардеробе Шанель было только три её знаменитых костюма.

Коко Шанель в индустрии моды удалось достичь таких результатов, которые до сих пор повторить никому не удаётся.

«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать

Для себя Коко решила, что из любого сражения она выйдет победителем. В детстве ей не хватало любви, её окружало равнодушие — всё это наложило отпечаток на неё, и Габриэль научилась бороться и побеждать, а самое главное, она научилась шить. И что бы она ни делала — шляпку или одежду, которая сидела на ней так хорошо, что об этом можно было не думать — всё привлекало внимание окружающих. И тогда Шанель поняла, что в ней есть то, чем следует воспользоваться — дар творческой мысли, а главное — умение выживать.
Она сумела изъять корсет из сознания женщин, воспользовалась мужской элегантностью, чтобы создать в гардеробе женщин такие свободные и необходимые вещи, как рубашки мужского покроя, галстуки, брюки для верховой езды, трикотажные пиджаки, в которых были суровость и в то же время шарм, превосходство и покорность. Она вызвала восторг вечерним платьем из черного кружева и тюля, расшитого бисером, ансамблем платье-пальто из бежевого джерси. Всё это казалось простым, но в то же время роскошным — настоящим чудом портновского искусства.



Шанель избавила женщин от корсета, ввела в моду загар, первая появилась в брюках

Уже в 1912 году Коко создает свой первый Дом моды в Довиле. В 1919 году Шанель открывает Дом моды в Париже. В это время у Шанель уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет). Сама Коко сделала себе короткую стрижку, любила носить маленькие шляпки и солнцезащитные очки.

Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.”

Однажды целый год провела она в загородном особняке. Днем занималась верховой ездой, по вечерам посещала светские приемы. Коко решила, что для езды на лошади платье — очень неудобная вещь, заявилась к портному с брюками, которые взяла у жокея.

— Сшейте мне такие же!

— Но, мадам, ходить в мужских брюках женщине не принято!

Коко решительно повторила свою просьбу и покинула мастерскую. Дамы, пришедшие к ней в гости, сначала были крайне удивлены, увидев Габриель на коне в мужских штанах. Но позже, за ужином они признали, что брюки и женщина — очень хорошее сочетание. В один день Шанель превратилась для жительниц близлежащих имений в законодательницу моды.

В 1921 году Коко представляет пальто на меху и новую марку духов «Chanel № 5». Первые духи на основе искусственных ингредиентов с натуральными. Сама придумала предельно простой дизайн флакона и название №5 — это был пятый образец и ее любимое число. Духи были выпущены в качестве подарка постоянным клиентам к Рождеству, в продажу они поступили в том же году. В 1924 году Шанель становится компаньоном Пьера Вертхаймера, владельца парфюмерной фабрики, ему принадлежит 70% прибыли от реализации Parfumes Chanel, владельцу универмага принадлежит 20%, а самой Шанель только 10%.



Коко Шанель 3.jpg

В 1954-м, в семьдесят один год, воинствующая «старушка» вернулась в моду после пятнадцати лет молчания — не смогла терпеть излишеств new look.

Коко потерпела оглушительное фиаско: газетчики ехидно писали, что оказались в 1930 году. Ни одного заказа — такого на Rue Cambon еще не было. «Тем лучше!» — засучила рукава Мадемуазель, и в 1955 году журнал Life назвал ее революционеркой современной моды, и к ней выстроилась очередь из знаменитостей. Самая громкая судьба её модели — окровавленный розовый костюм-букле Джеки Кеннеди, в 1963 году в Далласе.

Её знаменитая женственность была мужского рода — безупречный крой, строгость линий, никаких рюшей, воланов, оборочек. Взамен — психологический комфорт, до чего не додумался до неё ни один дизайнер. Туфли-лодочки с контрастным носком удлиняют ноги, укороченный пиджак и юбка до колена стройнят и делают даму молодой и мобильной. К старости это стало её манией, Коко приобрела привычку беспрерывно бормотать под нос: "Надо отсечь всё лишнее. Ничего, что портит линию". Когда Шанель пригласили одевать звёзд Голливуда за миллионный контракт, она наотрез отказалась: "Гора Сен-Мишель из задниц и грудей". Она терпеть не могла женщин, зависящих от мужских амбиций.




Коко Шанель 6.jpg

Работницы Коко уверяли, что её бешеная работоспособность - всего лишь изнанка злости. Конкуренты, сначала Эльза Скьяпарелли («Эта чёртова итальянка!»), потом Диор («Да он никогда не раздевал женщины — как он сумеет ее одеть?»), для неё всегда были источником адреналина и причиной скандальных выходок. Когда на одной из своих манекенщиц она увидела платье от Givenchy — просто изрезала его ножницами, вечно болтавшимися у неё на животе. «Кто смеётся, всегда прав» — чтобы не насмехались над её творениями, она загоняла швей до изнеможения, но создавала модели, которые не в чем упрекнуть.

Она была щедра и скупа: по настроению могла подарить драгоценное кольцо с сапфирами в платине, а давней подруге, Луизе де Вильморен, отказывала в нескольких франках, раздражённо бросая: «Ты вечно не при деньгах». Когда ей из вежливости приходилось делать подарок клиенту в бутике на Rue Cambon, настроение у Коко портилось на несколько дней. Журналисты вызывали у неё гнев, и она откровенно издевалась: «Что я ем на завтрак? Гардению утром, розу вечером». - «Сколько мне лет? Сто — или зависит от случая».


Коко Шанель 5.jpg

Тайны Габриэль Шанель

Коко Шанель стала знаменитой не только благодаря своей деятельности в мире моды, но и бурными романами с представителями высшего света, коих в её биографии немало, а также высокомерием по отношению к окружающим её людям — она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что её подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость её отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей.

“Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.

Интересно, что у неё всегда было большое количество романов и интриг, но все они так и не закончились чем-то серьёзным. Предложения ей делали довольно часто. Однажды герцог Вестминстерский попросил её руки, на что она с характерной для неё иронией ответила: "На свете тысячи всяких герцогинь, но лишь одна Коко Шанель". Такой ответ не удивителен, ведь её работа была для неё единственным смыслом жизни.


Коко Шанель 4.jpg

Она не убивалась по собственной худобе и плоской груди, а сделала их эталоном, введя в моду облегающий трикотаж, а также короткую стрижку и загар, до того считавшиеся непристойными. Мир принял их как новое слово в стиле, повторяя вслед за ней: «Мода — это не только одежда. Это наши мысли, наш образ жизни, то, что происходит вокруг». В её платьях удобно вскакивать на подножку трамвая и танцевать. Её элегантные костюмы-букле одинаково идут и старухам, и тинейджерам. Коко никогда не комплексовала из-за возраста, также возведя его в стиль.

Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость — чтобы мы любили мужчин.”

Внешняя красота в женщине считалась ею составляющей успеха, иначе невозможно никого ни в чём по жизни убедить. Чем старше дама, тем важнее для неё красота. Шанель говорила: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 — его лепит жизнь, но в 50 вы должны заботиться о нем сами... Ничто так не старит, как попытки молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, более привлекательных, чем три четверти неважно ухоженных молодых женщин». Сама Шанель была похожа на вечного радостного подростка. Она очень следила за собой и весила всю жизнь столько, сколько и в 20 лет.

Коко Шанель 9.jpg

Её романы всегда имели продолжение: английские - это шляпки и знаменитые твидовые пиджаки, русский — завоевавшие мир Chanel № 5 и льняные платья-рубахи, испанский — водопад блестящих бижу. Неприятнее всего обстояло дело с последним романом, немецким, — после связи с бароном Гансом фон Динклаге по прозвищу Шпац ("воробей"), к ней надолго приклеилось позорное «коллаборационистка». Она в долгу не осталась: «Если любовник моложе на пятнадцать лет, я не спрашиваю, какой он национальности». За этот роман Габриэль пришлось заплатить 8 годами своей жизни в Швейцарии.


Любое препятствие на своём пути Шанель рассматривала как указатель нового пути. За 87 лет жизни великая Коко дала своё имя целому стилю одежды, костюму, Дому моды и духам. Постоянная изобретательница, Шанель создала массу новинок, но прежде всего — образ женщины, который до неё никто и представить не мог.

Габриэль упорно скрывала свой возраст от журналистов, отбросив, как ненужный хлам, 10 лет своей жизни. Детство и период её юности покрыты тайной. Она создавала свою легенду собственными руками, добавляя факты, сбивая с толку биографов.

Будучи умным человеком, Шанель оставила в наследство множество крылатых фраз:

«Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.»

«Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остаётся.»

«Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать им вырасти.»


Коко Шанель 8.jpg

Всю жизнь её окружали «отдельные люди», и первый из них — Сергей Дягилев, которого она ревновала к лучшей подруге, Мисе Серт. Когда Дягилев умер в Венеции, Мися заложила свое бриллиантовое колье, но Шанель остановила её в дверях банка и деловито похоронила «Дягу» на свои средства, оборвав бьющегося в истерике Лифаря: «Довольно паясничать!» 

Много лет она оплачивала счета Кокто за лечение от опиумной зависимости, и все парижские метрдотели были предупреждены: счета за обеды мсье Кокто посылать на Rue Cambon, лично Мадемуазель. Стравинский с семьёй годами жил на её вилле, она оплачивала его докторов, портних его супруги, гувернанток его детей. Им приписывали роман, композитор честно признался в страстной любви к Габриэль Шанель своей жене, а Мисе Серт в тревоге писал, что вот уже неделю не получает от Коко денег: «Напомните ей, а то мы умрем с голоду».

В конце жизни она страстно полюбила птифуры с заварным кремом — по утрам сосредоточенно поглощала их за ширмами, за отдельным столиком в ресторане отеля Ritz, где в верхнем этаже находилась её квартира.

Коко Шанель 12.jpg

Она никогда не меняла своих принципов. Для неё шляпка в форме телефона или юбка, в которой можно было не идти, а только семенить, были неприемлемыми. Поэтому то, что впоследствии было названо «обликом Шанель», означало бескомпромиссный взгляд на моду, где присутствует во всём мера и удобство, и никаких крайностей. «Нужно всегда убирать, удалять всё лишнее. Не надо ничего прибавлять... Нет иной красоты, кроме свободы тела…». Став модельером, она испытывала удовлетворение и считала, что одержала победу тогда, когда её идеи подхватывала улица, и её модели были на простом народе.


«Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.»


Коко Шанель 11.jpg





Написано c использованием материалов сайтов mylitta.ru, ural.ru и lifeglobe.net.

Возврат к списку