Советский союз-родина конструктивизма.
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. Конструктивисты, оставшиеся в СССР — Татлин, Родченко, Степанова и Попова, — продолжали работать над дизайном керамики, мебели, тканей и интерьеров до тех пор, пока в 1932 г. Сталин не поставил этот стиль вне закона, объявив соцреализм единственной допустимой формой искусства.
«Одним из ведущих фигур советского конструктивизма был Казимир Малевич. Больше всего он известен картинами, “Белое на черном” и “Черный квадрат”. В 1913 г. он основал движение супрематизма, издал его манифест и организовал выставку под названием “0,10 последняя выставка футуристов”. Супрематисты стремились освободить искусство от предметности, проповедовали чистое эстетическое творчество, независимое политически и социально. Для Малевича самой чистой формой был квадрат, хотя он использовал и другие элементы — прямоугольники, круги, треугольники и кресты — в своих работах. В 1922 г. Эль Лисицкий организовал выставку советского искусства в Берлине. На ней были выставлены работы Малевича, Татлина, Родченко, выполненные до 1920 г. Эти произведения раннего конструктивизма произвели большое впечатление на европейских художников, философию конструктивизма начали изучать в Баухаузе, к нему стали обращаться дадаисты и последователи нидерландского движения “De Stijl”.» Дизайн и время Лакшми Бахскаран, С. 129.
В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодых архитекторов. А с начала 1990-х годов многие невоплощённые идеи 1920-х стали реальностью. Примером может служить торговый комплекс «Три кита» на Минском шоссе (выполнен в духе двадцатых годов), многообразное по исполнению элитное жильё в Москве и прочие сооружения современного мегаполиса.
В начале XXI века конструктивизм вновь возвращается в архитектуру. Теперь он носит название скандинавский, так как его корни лежат в загородном домостроении скандинавских стран. Скандинавский конструктивизм характеризуют обилие простора и солнечного света, функциональность и простота, натуральность и естественность. Он имеет заданный ритм линий и строгую геометрию. Ему свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм.