Романский стиль

Романский стиль.

Происхождение слова «романский» пошло от латинского romanus - римский.

Термин был введен в начале XIX века. Стиль впитал различные элементы античного и галло-римского искусства, искусства варваров, Византии и мусульманского Ближнего Востока. Социальная основа романского стиля – система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви.

Примеры романской архитектуры можно встретить по всему европейскому континенту. В Англии  стиль называют «норманнским». Этот стиль зачастую рассматривается как первый архитектурный стиль со времен Римской империи. С VI по X века большинство церквей и монастырей в Европе строилось именно в этом величественном стиле. Развитие стиля было связано с ростом количества городов, начавшимся в Западной Европе в пору расцвета феодальных государств.

 
Романский стиль архитектура.jpg
 

Помимо полукруглых арок направление отличается массивными формами, толстыми стенами, прочными опорами, крестовыми сводами и большими башнями. Основные постройки этого периода – замок-крепость, храм-крепость. Центральным элементом является башня – донжон, рядом с которой располагались другие постройки из простых геометрических форм – цилиндров, призм, кубов. Типовыми постройками того периода были значительно укрепленные жилые дома в виде крепостных башен и крепостей. В первую очередь – это защита от врагов. 

 
Романский стиль донжон.jpg
 

Характерные черты романского стиля:

  • Массивность, простота и ясность форм;
  • Толстые стены и небольшие узкие окна;
  • Полуциркульные арки и цилиндрические или крестовые каменные своды, пришедшие на смену деревянной кровле;
  • Правильное соотношение горизонтальных и вертикальных линий.
  • В основе формообразования лежит квадрат и цилиндр.   
  • Каменная кладка. Камень был основным материалом для строительства. Именно романскому стилю мы обязаны манере аккуратной подгонки камней.

В романском стиле отсутствуют национальные признаки, архитектура строга и не имеет излишеств. На первом плане - практичность. Приоритетом романского стиля является все громадное и массивное. Здания отображали власть, мощь, силу владельца. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась вертикальными выступами на стене, декоративными арками и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма; это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), пришедшими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.   

 
Романский стиль своды.jpg
 

Своды романского стиля

 

Замок – символ стиля.

Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей, башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. 

 
Романский стиль замок.jpg
 

Храм.

Композиционным центром в городе  был храм. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. План церкви обычно имел форму креста – символ, соединяющий небо и землю, ориентированный в пространстве и времени.

Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Сооружения этого стиля оказывают давящее ощущение, хоть им и присущи рациональность, чувство меры и простота. Новым в храмовой архитектуре  романского периода стало преобразование базилики в сводчатую. Толщина свода была значительной, пилоны и стены проектировались толстыми и прочными.

  
Романский стиль схемы.jpg

 

Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных.

 
Романский стиль храмы.jpg
 

Декор.

В раннем романском стиле господствовала настенная живопись, но уже в конце XI - начале XII веков, когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива.

 Рельеф украшает не только порталы, но, например, всю плоскость стены фасада, не утрачивая при этом своего назначения – подчеркивать монолитную целость стены, которую он украшает. В интерьере церковного здания главную роль играл рельефный декор капителей колонн. В верхних частях храма изображалось небо, а в нижних – земля. Декор пола тоже имел символическое значение - здесь часто помещалось изображение лабиринта, символизировавшего сложность пути восхождения к Богу. 

Единой стилевой системы декора романское искусство не разработало; напротив, своеобразие романского стиля во многом связано с парадоксальностью сочетания строгой, аскетически величественной массивности здания и бесконечно варьирующихся орнаментальных или сюжетных украшений резных капителей и тимпанов (углубленное пространство над дверьми или окном, имеющее треугольное, полу циркулярное или стрельчатое очертание).

            

Романский стиль тимпан.jpg
 

Декор тимпана

  

Разновидности капителей:

  •   Кубическая
  •   Кубическая капитель с дисками
  •   Капитель с пальметтами
  •   Кирпичная кубическая капитель
  •   Капитель с изображением фигур животных
  •   Капитель с изображением фигур людей
  •   Капитель с изображением диких зверей, чудовищ
  •   Капитель в виде трубок или складок
  •   Чашевидная блочная капитель

Романский стиль капители.jpg


 

Также богатство декора сосредотачивалось на главном фасаде и внутри, у алтаря. Декор в основном скульптурный.

В декоре стен допускаются барельефы, часто раскрашенные. Ковры составляют внутреннее убранство.

 
Романский стиль фасад.jpg
 

Скульптура.

В скульптуре шел процесс превращения каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф. Она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение. Возродилась в качестве важного вида искусства и круглая монументальная пластика, правда, еще зависевшая от монументально-декоративного храмового ансамбля и, как правило, высеченная в каменном блоке столба или иной архитектурной детали здания. Художественный язык, несмотря на отдельные яркие и наивные проявления реалистической наблюдательности, оставался условным. Тематика скульптуры и живописи романского стиля связана преимущественно с осмыслением проблемы единства Божьего мира и могущества Спасителя. Образы Страшного суда, Христа Вседержителя, мучений грешников в аду наиболее часто встречаются в росписях и скульптурных композициях храмов.

Со второй половины века наблюдается постепенный переход к технике более высокого, уже собственно скульптурного рельефа. Вместе с тем трактовка фигур приобретает монументальный характер, и они более точно соответствуют ритму и очертаниям архитектурных форм.

Мастера также начинали интересоваться ясной и наглядной передачей сюжетной ситуации. Правда, на раннем этапе взаимоотношение фигур передавалось еще весьма схематично и наивно. Зритель удовлетворялся тем, что получал возможность «узнать» персонажей и «догадаться» о том, какое именно событие из хорошо знакомой ему «Священной истории» изображено. Однако, начиная с XII века, даже среди наиболее архаичных по исполнению изображений на капителях уже сделана наивная попытка представить живую группу.

В начале XII века завершилось становление романского стиля в скульптуре, и наступил период его яркого расцвета. К тому времени определились и две основные художественные тенденции.

Первая связана с более реалистическим восприятием образа человека, со стремлением к относительно ясным и простым монументальным композициям. Мастера, следовавшие этой тенденции, обычно шли по пути овладения объемной пластической формой, пользуясь высоким, почти круглым рельефом. Их произведения отличаются примитивно понятой, но крепкой тектоникой.

Вторую тенденцию характеризует орнаментально-беспокойная композиция, выразительная линия, передача духа сумрачной фантастики. Эти две тенденции то противостоят друг другу в разных сооружениях, то переплетаются и мирно уживаются в одном и том же храме и даже в одной композиции.

 
Романский стиль скульптура.jpg
 

Настенная живопись.

Романская живопись развивается во многом аналогично скульптуре, играя подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт.

В живописи происходила переработка влияний Византии, и создавался своеобразный художественный язык французской романской фрески и ее местных школ. Одновременно была выработана, особенно в скульптуре, сложная иерархия церковных сюжетных циклов. Живопись и скульптура, тесно связанные с высокоразвитым зодчеством, приобрели монументальный характер.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».

  Романский стиль живопись.jpg


Возврат к списку

Ваша корзина пуста