Коллекции Ювелирного Бренда Роскошь
Назад

Кружева Владивостока

Коллекция: Кружева Владивостока

Стиль: модерн

Материал: золото 585, белое

Вставки: бриллианты

Базовый элемент: кованые решетки балконов и перил исторических зданий Владивостока, выполненные в стиле модерн

Творческий источник: архитектура старого Владивостока, периода освоения Россией своих восточных территорий, становления на них русского образа жизни

 Эмоция: Открытие


Неповторимость и особенность любого города - в его архитектурном облике. Однако, есть города, в основном, эпохи индустриализации, похожие друг на друга типичными жилыми застройками, ровными кварталами и безликой архитектурой. Владивосток не таков. И не только потому, что это город у моря, хотя, без сомнения, природный ландшафт оказывает большое влияние. Пройдитесь по старым дворикам Владивостока, вглядитесь в старинные здания, его балконы, входы, лестничные парапеты и вы увидите то, что и формирует неповторимый архитектурный облик, создает его особый интерьер: изящные силуэты зданий с переплетением металлических кованых и литых ограждений, декором на окнах, входах и балконах. Все это решетки - разнообразной формы, стиля и образа, четко прочитываемыми на фоне неба. И практически у каждой решетки есть автор и исполнитель. Все это является активными составляющими композиции городского пространства, а архитектурные детали позволяют соотнести этот масштаб с человеком.

         

Владивосток не случайно напоминает то Рио-де-Жанейро, то Санкт-Петербург, здесь не зря порой ощущаешь себя иностранцем. История его освоения наложила на архитектурный облик свой неизгладимый след. С 1860 года, когда был основан порт Владивосток, его стали посещать иностранные суда под германским, английским, голландским флагом. Земля отводилась всем, кто хотел ее приобрести, поэтому появились не только русские, но и иностранные поселенцы. Все они привозили с собой целый мир, что не могло не повлиять на нравы, характер и внешний архитектурный облик города. С началом интенсивного строительства каменных зданий все более предпочтительные места занимают иностранцы, в основном шведы и немцы. Стали формироваться крупные торгово-промышленные дома: «Чурин и Касьянов», «Кунст и Альберс», Циммермана, Свидерского, Скидельского, Кларксона, Бринера, Купера, Лангалитье и многие другие. В это время ведется строительство добротных и современных по тем меркам зданий, которые и сформировали в дальнейшем архитектурный облик города. Сохранившиеся до наших дней эти здания являются уже историческими памятниками, придают свой особый неповторимый колорит, особую атмосферу нынешнему Владивостоку.    

 

 

Поток судов, который шел в морской порт Владивосток со всего света, а также суда Добровольного флота из Одессы везли не только разнообразные грузы, товары, строительные материалы, но и научные и беллетристические книги. Все это обогащало информационное поле и позволяло иметь представление о современных направлениях в архитектуре европейских стран и высокоразвитых городов России – Санкт-Петербурга и Одессы. Значительный вклад в застройку внесло и привлечение иностранных архитекторов, объединивших модные направления европейской архитектуры с традиционно русским стилем. В конце 19-го – начале 20-го столетия в Европе формируется новый стиль модерн. Его представляют известные художники Х. Обрист, В. Орта, А. Ван де Вельде, О. Вагнер, Ч. Макинтош. Многие видели в модерне некий венец художественного развития. Это было столь мощное увлечение новыми формами, что участи влияния модного стиля не избежал ни один город в мире, в том числе и Владивосток, связанный морскими путями с европейскими странами и западными портами России. Владивосток интенсивно застраивался в этот период, поэтому большинство зданий здесь отмечено архитектурными приемами стиля модерн. Особенно явно увлечение новым стилем проявляется в декоре зданий – архитектурных деталях и металлических ограждениях балконов, лестниц, парапетов. Причем, большинство орнаментов металлического декора зданий отмечено характерными линиями стиля модерн, меняющимися по мере увлечения теми или иными течениями. Так, на более ранней стадии прослеживается флореальное направление, то есть в рисунке просматривается растительная тема. Во Владивостоке эта тема легко прочитывается в ограждениях балконов, лестничных маршей и лестничных площадок дома А.Д Старцева (ул. Светланская, 69). 

 
 

А рисунок кованых ограждений в домах по ул. Пушкинская 33 и 35 напоминает форму модного французского растения «лунник», стилизованного художником французского модерна Луи Мажореллем в ограждении лестницы музея декоративных искусств в Париже. Флореальное направление в решетках владивостокских зданий представлено довольно стилизовано, причем один мотив может варьироваться, внося разнообразие в характер создаваемого орнамента.

      

Другая распространенная тема в рисунках металлического декора – ритмическая схема построения ограждения с наполнением ее мотивами и деталями нового стиля. Эти мотивы отмечены динамикой, живостью упругих линий, характерных для стиля модерн. В них можно увидеть аналогию с художественными орнаментами чешского художника-графика А. Муха.

Картины, Альфонс Муха.jpg

Особенно часто в орнаментах владивостокских решеток встречается тема концентрических колец. Впервые она появилась на фасаде «Дома Майолики» в Вене архитектора Отто Вагнера. Двойные, иногда тройные кольца, помещенные в центр решетки, хорошо организуют ее композицию. Эта тема часто встречается в решетках балконов Санкт-Петербурга. Во Владивостоке этот мотив поддерживается и архитектурными декоративными деталями зданий. Более поздние работы стиля модерн имеют уже рационалистическое направление. Здесь на первый план выдвигается функциональная целесообразность. Орнамент металлических решеток становится более геометричным, освобождается от художественной усложненности, но сохраняет в упрощенном варианте характерные для модерна признаки – упругие линии рисунка или характерные завершения упругих изгибов.


Дом майолики, г. Вена.jpg
В то же время можно наблюдать и смешение приемов орнамента. В целом ряде зданий можно встретить использование традиционных мотивов в сочетания волют, червонок. Эти формы соответствуют технике слесарного дела и используют со времен эпохи Возрождения. Такие решетки, скорее всего, выполнялись слесарями-ремесленниками. Им легче было изготовить решетки, заполняя их повторяющимися элементами. Эти ограждения представлены ясным ритмом стоек с заполнением пространства между ними традиционными коваными формами. Часто для обогащения рисунка используют бордюр из –S образных элементов. Один и тот же рисунок может быть трансформирован в горизонтальном и наклонном ограждении, изменение пропорций одного элемента приводит к эффекту получения нового рисунка. Во Владивостоке можно обнаружить и решетки в стиле необарокко с использованием композиционного центра и примыкающих к нему волют и завитков, образующих нарядный рисунок балкона. Трельяжная решетка в балконе верхнего этажа по ул. Светланской, 14 напоминает ограждение гостиницы «Сен-Сир» в Брюсселе. Интересны и сопоставления орнаментов, используемых в кованых ограждениях балконов и внутренних лестниц здания. Это могут быть одинаковый и близкий по рисунку орнамент и совершенно различные рисунки.  
    

Интенсивная и добротная застройка Владивостока дает большое многообразие металлического декора, решеток. Занимая портовое положение, Владивосток испытывал большое воздействие западной культуры, но в то же время местные архитекторы вносили свой творческий взгляд и обогащали западный стиль своими мотивами и работами. Мастера, не всегда пока известные, проявляли тонкий художественный вкус и яркую индивидуальность.

Интересно, что создатели нового стиля тщательно подходили к деталям, подчас уделяя внутреннему декору здания больше внимания, чем самой архитектуре. Для них ограждения лестниц были более важны, чем фасады. Немаловажно и то, что очень редки точные повторы в характере рисунков кованых элементов различных зданий. Видимо, их разрабатывали для конкретного здания. Все это говорит о художественной ценности и авторстве рисунков.

    
 
 

К сожалению, некоторые здание, которые являлись образцом европейского модерна, уже утрачены в результате изменения в середине ХХ века взглядов на городское пространство. Но даже те архитектурные сооружения, которые формируют центральную часть старого города, все меньше сохраняют свой первоначальный облик. Многие уже надстроены в современном стеклянно-пластиковом виде, без учета архитектурных особенностей здания, это изменило их пропорции и выхолостило завершающие детали здания. Эти здания утрачивают свой архитектурный декор, который и в настоящее время мог бы представлять интерес как пластиковая ткань старого города, в свое время рассчитанного на блестящие финансово-торговые перспективы быстро развивающегося российского порта.

   
       

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в последнее время вновь возникает интерес к декоративным элементам зданий. Все больше в оформлении используются витражи, кованые решетки, орнаменты. Опыт использования их в сохранившейся среде старого города позволяет обогащать современную застройку. И в дальнейшем кованый металл будет устойчиво привлекать к себе внимание архитекторов и дизайнеров как своеобразная графика городской среды, композиционный прием, обогащающий архитектурный облик здания и не претендующий на самостоятельную роль. При дополнительном введении кованых элементов в уже сложившуюся застройку или конкретное здание не изменяется глобально его архитектура, поскольку ограждения или иная кованая деталь остаются визуально проницаемы, но вместе с тем они позволяют органично выявить и подчеркнуть архитектурный образ отдельного здания и композиционно разнообразить городскую застройку в целом.

    

Коллекция «Кружева Владивостока» была создана по мотивам декора исторической архитектуры Владивостока, выполненной в стиле модерн, ее кованых решеток и характерной лепнины. Источниками творчества послужили естественные природные изогнутые плавные линии, замысловато закрученные в единую композицию. По аналогии с решетками конкретных домов города были созданы широкие кольца с плоскостным переплетением линий и длинные серьги. Большинство зданий этого исторического периода имеет  сероватый оттенок фасада, что передается через матирование и сатинирование белого золота. Бриллианты передают блики на кованых решетках великолепных зданий.

  
Ювелирный Бренд Роскошь коллекция "Кружева Владивостока".jpg
  

Возврат к списку

Ваша корзина пуста