Историческая готика

Готический стиль 


 (от итал. gotico, буквально – готский.) Все варварские племена, вторгшиеся  на территорию империи с севера, римляне называли готами.    

Го́тика —период в развитии средневекового искусства на территории Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к стилю архитектурных сооружений. Готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, ювелирные украшения.
Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой  воплощала символические образы церковной догматики. 

Характерные черты готического стиля:




1 Символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка.

2. Главенство архитектуры в системе искусств.




Готический стиль развивался в странах где господствовала католическая церковь.jpg
Символы и элементы готического стиля: 

     
1. Собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи . Несоизмеримое с человеком пространство собора оказывало сильное эмоциональное воздействие на верующих. Городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево, символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство - статуи, рельефы, витражи. Художественный секрет готической архитектуры – в том, что ее зрительная конструкция не совпадает с реальностью. Готический стиль растворяет материальность в пространстве. Огромный тяжелейший свод кажется облачно-воздушным, а ряды поддерживающих его пучков колонн, устремляясь вверх с грацией тростниковых стеблей, не дают возможности с ориентироваться, понять логику конструкции, осознать масштабы. Кажется, что почва уходит из-под ног, а сам ты плывешь-возносишься в бесконечные миры...





2. Крест -  является мировым общечеловеческим символом. Католическая Церковь использует крест   как знамя веры, объединяющее людей с одинаковым мировоззрением. Поклоняясь кресту, люди поклоняются и тому пути, который выбрал Спаситель   для блага человечества. В готический период изменился образ Христа – на первый план выдвинулась тема мученичества. Художники изображали Бога скорбящего и страдающего, приносящего муки на кресте. Готическое искусство постоянно обращается к образу Богоматери – заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для средневековья. Нередко два культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины.





3.  Витраж -символизирует божественный свет просветления и мудрости. Особенности  свода готического храма позволяли  поместить в них большое количество окон, арок, галерей,  через которые на верующих падал божественный свет.  В оконных проемах помещали витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. В готическом витраже ярче всего проявилось торжество цвета и света. Витраж  открыл новые возможности для цветовых эффектов, в которых средневековые живописцы видели конечную цель своего искусства. Из дошедших до нас витражных ансамблей,  самый известный в Сен Шапель в Париже,  (146 окон с 1359 различными сюжетами)

Готический собор, как образец синтеза архитектуры скульптуры и живописи.jpgВ готике витраж символизирует божественный свет просветления и мудрости.jpg
Символы  готического стиля: Собор, Крест, Витражи.



Кельтское письмо записывались на четырёх направляющих линиях, отстоящих друг от друга на расстоянии одной унции..jpg    
Гутенберг выбрал готический шрифт, как господствующую форму рукописного шрифта того времени.jpg       
  С появлением христианства  совпадает уникальный вклад кельтской письменности в оформление религиозных рукописей. Кельтское письмо записывались на четырёх направляющих линиях, отстоящих друг от друга на расстоянии одной унции. В основном, в том виде, который дошёл до наших дней готический шрифт появился в XV веке, стараниями немецких каллиграфов-переписчиков.Безмерный вклад в то, что готический шрифт до сих пор легко узнаваем и популярен, сделал Иоганн Гутенберг (Iogann Gutenberg).  Изобретение же Гутенберга – печатный станок и многократное использование отдельных свинцовых буквенных литер, позволило за 10 лет наводнить всю Европу печатными лавками и книжными ярмарками. Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, как господствующую форму рукописного шрифта того времени. Шрифт был точной имитацией самого совершенного письма той эпохи. Он содержал около 300 знаков, лигатур, сокращений. Впервые шрифт Гуттенберга был использован для издания 42-х страничной Майнцкой Библии (Mainz Bible). 
 Несмотря на полный отказ от готических шрифтов в книгопечатании с конца XVIII века, они и сегодня очень часто используются для печатных материалов. Также часто готический шрифт или его стилизацию можно увидеть на многих современных официальных документах. 
Придворный готический костюм грациозно перекликался с остроконечными шпилями соборов.jpgНаивысшим достижением мастеров работающих со льном были фламандские кружева.jpg

Крестовые походы приобщили Европу к достижениям Востока.
Оружейные доспехи были облечены, за счет использования стали.
Женщины узнали косметику и окрашивание волос.

 Считается, что в XV веке готический костюм приобрел свои окончательные очертания Одежда как бы стремится вверх, подобно архитектурным сооружениям того же времени: острые стоячие воротники, манжеты рукавов и сами рукава, остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов. Женский силуэт должен был быть хрупкого телосложения, иметь тонкую талию и S- образную форму. Крой одежды предусматривал наличие живота. Модно быть беременной. Мужское платье в готическом стиле стало коротким. В это время сформировалось четкое разграничение женского и мужского костюма. Женщина должна носить юбку, а мужчина штаны. (за некоторым исключением- шотландские юбки) На женский костюм в значительной степени влияла церковная доктрина, утверждавшая, что грех вошел в мир с помощью Евы, и женщина, таким образом, является источником всех пороков. Женщин принуждали скрывать свою красоту. Во всех странах запреты сыпались, как из рога изобилия. Стоило только, например, определить длину шлейфа согласно сословной принадлежности – и неукротимые модницы сразу же придумали нечто новое. Вероятно, запреты, связанные с экстравагантностью моды, были вызваны не столько моральными соображениями, сколько желанием сохранить свои сословные признаки, ибо деньги часто затушевывали знатность происхождения. Так, если герцог мог позволить своей супруге иметь два парадных туалета, то жена антверпенского купца имела их целую дюжину. Свидетельство тому – визит супруги французского короля Филиппа Прекрасного в Нидерланды. После первого торжественного приема мадам воскликнула: «Я считала себя королевой, но вижу, что здесь собралось не меньше ста королев!"
 Ткани:
 В готический период отличные ткани составляли главное достоинство одежды. На импорте шелка с Востока делались огромные состояния. Самые лучшие шерстяные ткани производились в Нидерландах. Во Фландрии изготовляли очень тонкое и очень легкое сукно, которое украшалось пурпуром и служило для королевских мантий. Из Италии вывозили шелк, бархат и парчу. Наивысшим достижением мастеров, работающих со льном, были фламандские кружева, такие воздушные и легкие, что выглядели почти невесомыми. Позже с ними начали конкурировать венецианские кружева.
Силует: Романская эпоха предполагала свободный крой, иначе называемый «рубашкообразным». Пришедший на смену готический стиль не только прочно ввел в моду сложные, обтягивающие наряды, но еще и подарил миру практически все известные варианты кроя.

Эннен-конус на голове


       
  

Постоянные выступления моралистов, направленные  на скрытие женской красоты, привело  к тому, что все  женщины, кроме юных девушек и невест, должны были покрывать волосы. Волосы убирались под головной убор. Выбривались брови лоб, выщипывали ресницы.      Типичным для готического периода считается головной  убор «Эннен». Башнеобразный островерхий конус носили с большим покрывалом и называли «бабочкой». Популярный в  Бургундии он редко встречался в Англии и Италии.






Остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов

В это время сформировалось четкое разграничение женского и мужского костюма. Женщина должна носить юбку, а мужчина штаны..jpgОстроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов..jpg

 

Ювелирные украшения


   Золотые украшения всегда были символом социального положения в обществе. Они точно соответствовали статусу и достатку своего владельца. В 13 веке в большинстве средневековых государств был принят закон, согласно которому простолюдинам запрещалось носить на себе золото.

   Символизм и  условность    художественного языка Готики отражается и в ювелирных украшениях этого периода. В ювелирных изделиях используются те же символы, что и в архитектуре: Собор, Крест, Витражи. Вся малая пластика четко следует за лидером.

   Влияние церкви доминирует  в умах и материальном мире.  С ростом городов и развитием ремесел во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала.  Высокий спрос на ювелирные украшения позволяет ювелирам  объединяться в гильдии  и обслуживать не только церковь  и власть, но  богатеющие население страны.

 

Среди ювелирных украшений Готического периода можно выделить  два направления:


1. Символичные культовые  изделия: крест, корона

Крест как символ олицетворял догмы и верования католической церкви. В распятиях и церковной утвари  Церковь максимально использует эмоциональную силу искусства. 






















Корона как символы власти, повторяла архитектурные идеи соборов в миниатюре, устремляя свои зубцы и шпили к небу. Все короны выполнены в готическом стиле и содержат геральдические символы, украшены многоцветьем драгоценных камней как витражи храмов.

Конгский Крест относится к типу крестов для процессий - тех, которые несут перед архиепископом на формальных церковных церемониях..jpg Короны повторяли архитектурные идеи соборов в миниатюре.jpg
 

2. Утилитарные драгоценности  как часть костюма: 

 Фибулы(пряжки, застежки),  аграфы, кольца, пуговицы и   пристегиваемое и пришивное драгоценное кружево.

 Мужчины и женщины, богатые и бедные носили на поясе кошель или другие предметы. Наискось носили перевязь, которая   первоначально использовалась для поддержки меча.

 На пояса, перевязи, одежду нашивались  драгоценные пластины   

После крестовых походов на Восток в одежде появились пуговицы..jpg
Пуговица - одно из первых ювелирных украшений.  И сегодня  пуговица из драгоценного металла - роскошь.

После крестовых походов на Восток в одежде появились пуговицы. Пуговицы были очень разнообразны по форме, размеру и технике их изготовления. В зависимости от того, для какой одежды предназначались пуговицы, размер их колебался от величины горошины до крупного яйца. О дороговизне пуговиц говорит тот  факт, что  стоимость пуговиц на платье в разы превышала стоимость материи, из которой оно было сшито.
 


   До раннего средневековья фибула была практически единственным типом пряжки или застежки, состояла  из иглы и скодки, часто скрытых декоративной пластиной. Фибуле придавали простейшую форму – круга или прямоугольника – и  украшали эмалями и драгоценными камнями. В дальнейшем фибула окончательно превратилась в брошь и стала только женским украшением. 
 Из круглого золотого прута изготавливались ожерелья крупных рельефных форм, цепи с подвесками. Цепи или перевязи изготавливались  в виде плоских лент  из звеньев в  виде кружков или из двух, трех и более рядов S- образных завитков . Такие цепи носили поверх одежды с крестом на груди
Фибулы(пряжки застежки) являлись необходимой частью костюма.jpg
 аграфы золотые с эмалью с изображениями религиозного содержания, гербами девизами..jpg




      Аграфом обычно скрепляли ворот нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Иногда аграфы изготавливались из драгоценных металлов и украшались камнями, чеканкой, эмалью, рельефным декором. В XV веке аграфы было принято дарить фаворитам двора. Тогда были особенно популярны изделия бургундских ювелиров — золотые с эмалью, рельефные в виде цветов или животных, с изображениями религиозного содержания, гербами, девизами, различными надписями.
 
 
 Перстни-печати делали с указание имени владельца..gif    


 Кольца  носили в большом количестве все, так как драгоценные камни вставок были оберегами. Символика камней в готическом стиле была очень почитаема,  они ценились за величину, насыщенность цвета и приписываемую силу.

Помимо своего основного назначения - быть украшением - перстни часто служили печатью. Некоторые перстни-печати делали с указание имени владельца.

Обычаи ношения колец в разных странах были разными:  На английских портретах можно увидеть кольца не только на пальцах, но и привязанные черной тесьмой к кисти руки, пришитые к платью, к банту или же на шее на шнуре. В Германии кольца нашивали на шляпы

Техника  и материал:

  Типичными чертами средневекового европейского ювелирного искусства являлось применение техники перегородчатой эмали,  использование кабашонов крупных  драгоценных камней  и любовь к многоцветности. Широко   использовались алмазы, бирюза, гранаты рубины изумруды и жемчуг.  В ювелирных изделия четко выражена  орнаментальность и обилие цвета.

 
Аграфом скрепляли ворот нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения.jpgносили кольца не только на пальцах, но и привязывали тесьмой к кисти руки или пришивали к платью.jpgДо раненого средневековья фибула была практически единственным типом пряжки.jpg

Возврат к списку

Ваша корзина пуста