Биоморфизм

Происхождение:

Европа, начало ХХ века.

Периоды проявления:

1. Зародился в рамках стиля модерн в начале XX века.

2. Стиль возродился в 1940-х в Кранбрукской Академии художеств.

3. Наиболее популярным биоморфизм был в 1950-хх годах.

4. В 1990-х годах заново появился «органичный дизайн» вместе с его стилистическим ответвлением — биоморфизмом.

Основные черты: 

1. Сочетание природных форм с высокотехнологичными материалами.

2. Продолговатые растительные формы, бутоны, ростки, почки.

3. Природные элементы, перетекающие друг в друга, плавные, извилистые, мягкие линии.

4. Ассиметричные формы.

Основные характеристики:

1. Создание максимально комфортной среды обитания человека.

2. Органичное сочетание здания и окружающей его природы.

3. Подражание природным формам.

4. Материалы - преимущественно натуральные, но вместе с тем важно применение новых технологий и материалов (в частности пластика).

5.Сохранение окружающей среды и развитие городами «зеленого пояса» («зеленый пояс» - это защитный каркас из насаждений и естественных лесов вокруг городов).

Биоморфизм.jpg

Биоморфизм и Фрэнк Ллойд Райт.jpg

Термин биоморфизм

Биоморфизм (другие названия — неоорганический стиль, зооморфизм) возник в начале ХХ века благодаря архитектору Фрэнку Ллойду Райт. Данное понятие образовано из объединения двух греческих слов: bios (биос, жизнь) и morphe (форма).

Фрэнк Ллойд Райт отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности. Когда к столу Фрэнка подлетала муха, то он сначала давал ей имя Мис, Вальтер или Корбюзье, а потом убивал. Аналогичным было и его отношение к классикам модернизма.

История становления стиля

С последней четверти XIX века наука в области естествознания продвинулась далеко вперед, и дизайнеры, такие как Уильям Моррис и Кристофер Дрессер смотрели на природный мир как на источник своего творчества. На рубеже XIX - XX веков всеобщий интерес к ботанике выражался через биоморфические формы, усвоенные дизайнерами, являвшимися приверженцами стиля Ар Нуво (Виктор Орта, Герман Обрист, Антонио Гауди, Рене Лалик). Это были извилистые узоры с завитками, удлиненные растительные формы и необычное «вплавление» натуралистических элементов друг в друга.

После того как стиль Ар Нуво был вытеснен Ар Деко и модернизмом, биоморфизм не появлялся в дизайне вплоть до сороковых годов. В это время в высшей степени биоморфичная мебель ведущего пропагандиста этого стиля - итальянского дизайнера Карло Моллино и его последователей, продвинула экспрессивные возможности дерева до предела. Его творческая манера иногда называлась туринским барокко. Изделия Моллино были выполнены из гнутой древесины и по форме напоминали животных.



Мебель в стиле биоморфизм Карло Моллино.jpg

Оценить по достоинству этот стиль стало возможно с изобретением новых технологий и материалов, в частности пластика. Главным центром биоморфизма стала Кранбрукская Академия художеств, директором которой был финский архитектор Ээро Сааринен. Американские дизайнеры-авангардисты супруги, Чарльз и Рей Имз занимались разработкой набора творческих приемов дизайна, который являлся органичным по своей сути. Сааринен, а также Чарльз и Рей Имз воплощали этот стиль в своей мебели из пластика. Поэтому с точки зрения производства, это направление может считаться интегрированным в механистическую эстетику. Формы их предметов, как, например изготовленный в 1945 году стул DCW, были навеяны глубоким пониманием очеловечивающих факторов, включая эргономику. Такие образцы были исключительно авторитетными и привели многих дизайнеров к усвоению биоморфичных форм, в особенности тех, которые отличались асимметричными, закругленными очертаниями. Действительно, именно эти, зачастую китчевые, биоморфичные формы в наибольшей степени ассоциируются с обликом пятидесятых годов прошлого столетия. 

Ээро Сааринен и его мебель из пластика и стул DCW супругов Имз..jpg


В 1990-х годах заново появился «органичный дизайн» вместе с его стилистическим «отростком» — биоморфизмом. Биоморфизм подразумевает цельные объекты плавных, естественных форм, выполненные из высокотехнологичных материалов. Это было особенно заметно в автомобильном дизайне.

Главной идеей этого направления являлось создание максимально комфортной (в том числе с психологической точки зрения) среды обитания для человека. Этому должно было способствовать органическое сочетание здания и окружающей его природы, а также соответствие интерьера и предметов, находящихся внутри, внешней композиции дома. Эти условия возможно было выполнить только при индивидуальном проектировании, поэтому характерной для органического дизайна формой жилой архитектуры становится частный особняк, расположенный в «зеленой зоне». Если дом находился в черте города, то стены, обращенные на улицу, обычно делали глухими или с узкими окнами под потолком, чтобы исключить контакт с городской средой. В строительстве применялись традиционные материалы (камень, кирпич, дерево), приветствовалось совпадение фактур конструкций на фасаде и в интерьере (например, неоштукатуренная кирпичная кладка). Крыша, как правило, была из дерева, плоской или очень пологой, с наружным водостоком и большим свесом. Это не только предотвращало попадание дождевой воды на стены, но и обеспечивало надежную солнцезащиту.

Мебель также изготавливалась из натуральных материалов (дерево, кожа, гнутая древесина) или из новейших высокотехнологических видов пластика. Яркими примерами органического дизайна могут служить кресло «Тюльпан» (Tulip Chair) Ээро Сааринена, напоминающее бутон этого цветка на ножке, и стул из пластмассы, повторяющий форму человеческого тела Чарльза и Рэй Имз.  




Кресло «Тюльпан» Ээро Сааринена и стул из пластмассы супругов Имз.jpg

Биоморфизм в архитектуре

Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира. Данная традиция доминировавшей в западной архитектуре еще со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует. Райт завоевал популярность благодаря созданию стиля «Дом Прерий», которым он активно пользовался в 1900-1917 годы. Этот стиль объединяет природу и здание.

В «домах прерий» Райт обычно выделяет центральное ядро – большую комнату с камином, холл, столовая и гостиная обычно имеют свободное пространство, переливающееся друг в друга. Характерной особенностью «домов прерий» являются расположенные горизонтальными рядами створчатые окна и пологие кровли, слегка нависающие над стенами. Райт отказывается от архитектурной симметрии, план приобретает асимметричные формы и свободные очертания. Также, происходят отказ от чердака и обычного плоского потолка, увеличивая за счет этого объем жилых комнат; отказ от подвала, Райт ставит здание на бетонную плиту, положенную на бетонную подушку, ликвидируя тем самым и подвал и фундамент.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. 

'Дома прерий' Френк Ллойд Райт.jpg
   

Не менее ярким представителем стиля биоморфизм является и Фриденсрайх Хундертвассер.

В качестве главного символа для своего творчества Хундертвассер выбрал улитку, медленно ползущую по виноградному листу вместе со своим спиралевидным домиком. Концепция Фриденсрайха заключалась именно в единстве обители и обитателя, так что улитка идеально вписывалась в данный контекст и олицетворяла взгляды художника: его любовь к кривым линиям, природе и неповторимости. Спираль вообще стала наиболее популярным сюжетом в творчестве Фридриха, а прямые линии и углы он считал главными виновниками отсутствия гармонии.

Его творения, не имеющие одинаковых окон, с деревьями посреди комнат, «живыми» крышами и неровными линиями — легко узнаваемы. Отдельное место в творчестве Хундертвассера занимает окно. По его мнению, дома состоят вовсе не из стен, а из окон, которые «должны танцевать», а не «идти в ряд, строем». Обычные окна он называл «грустными».

«Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря» — писал Фридрих в одной из своих работ.

Одно из уникальных явлений в Вене — Дом Хундертвассера. На его фасаде нет ни одного одинакового окна. Стены, полы и даже тротуарная брусчатка вокруг дома представляют собой волны и неровности. Интерьер комнат тоже удивляет — прямо из пола может расти дерево. Крыша покрыта зелеными насаждениями.

Не смотря на всю сказочность проектов, Хундертвассер никогда не забывал про практичность. Фасад Hundertwasserhaus он подготовил таким образом, что природные явления практически не в силах оказать на него пагубного воздействия. Для этого была изготовлена специальная цветная штукатурка, производство и нанесение которой осуществлялось вручную под личным контролем архитектора


Фриденсрайх Хундертвассер и Дом Хундертвассера.jpg

Биоморфизм в интерьере.jpg

Биоморфизм в интерьере

Биоморфизм исповедует принципы органической эстетики. Деление пространства происходит на общественные и личные зоны. Плавные, округлые очертания, акцент на натуральные материалы и спокойные цвета призваны создать у обитателей биоморфного интерьера комфортную обстановку единения с природой. Внутреннее пространство проектируется «перетекающим» во внешнее. Стены общих комнат, а иногда и спален делают полностью стеклянными, как и двери, ведущие на открытую террасу или в сад.

Биоморфизм подразумевает, что жилое пространство будет органично вплетено в окружающую природу, что, безусловно, легко сделать, если речь идёт о загородном доме. Достаточно сделать стеклянные стены и большие панорамные окна с видом в сад. Больше всего подходят для биоморфизма плавные и скругленные линии. Стены, выступы, арки и проходы отличаются максимально естественными и природными формами и очертаниями.

Основополагающие идеи в биоморфизме – психологический и эмоциональный комфорт для всех членов семьи. Безусловным, фактором эмоционального баланса является отсутствие острых углов и выступов. Биоморфизм предлагает максимально разгрузить интерьер, и сделать его психологически комфортным и расслабленным. Если из окна открывается красивый вид, то его стоит использовать в качестве постоянной картинки в течение светового дня. Если за окнами серый город, то его лучше спрятать за плотными, но пропускающими свет шторами. Как вариант – повестить портьеры с природными мотивами и естественными узорами.            

Для отделки помещений биоморфизм предпочитает натуральные материалы: кирпич, дерево, камень, обычная штукатурка, натуральные обои, пробковые покрытия и любые другие природные материалы. Часто биоморфизм использует такой приём, как повторение оформления экстерьера и интерьера здания, что создаёт эффект, как будто внутреннее наполнение является логичным продолжением внешней картинки. Стилистика оформления биморфизма – максимальна натуральна. Можно использовать природные мотивы, очертания листьев, травы, силуэты деревьев, имитации фактур камня, дерева и простой штукатурки.

Цветовая гамма – спокойная и расслабленная, отдаётся предпочтение зелёному, коричневому, бежевому и белому цветам.             

Мебель в биморфизм продолжает основную идею психологического комфорта, а потому ни в коем случае не конфликтует с обстановкой. Часто используют предметы интерьера, по форме похожие на цветок, почку, бутон, росток, раковину и другие природные элементы. Мебель эргономична и удобна. Даже на взгляд она кажется очень пластичной, мягкой и комфортабельной. Если говорить о материалах, то это высокотехнологичный пластик и клеёная фанера. Именно они позволяют создать оригинальную по форме мебель с природными очертаниями, которая при этом будет отвечать эргономике и быть удобной для человеческого тела. Не случайно Ээро Сааринен, прежде чем начать создавать мебель в стиле биоморфизм, учился искусству скульптуры. Конечно, для практичности и надёжности в мебели присутствуют металлические детали, но они настолько органично встроены в общую картину, что нисколько не выбиваются из общей композиции.               

Аксессуары в биоморфизме минимальны и лаконичны. Так как стиль призван создать максимально комфортную среду обитания, то и дополнения интерьера должны соответствовать этой цели. Скульптуры в виде листка, капельки воды, фотография водопада или насекомого настраивают на спокойную волну и расслабляют. Биоморфизм не терпит излишества. Гармония и баланс – вот два основных аспекта для выбора аксессуаров в стиле биоморфизм.

Интерьер в стиле биоморфизм - мебель, материалы.jpg

Биоморфизм в живописи и скульптуре

В живописи и скульптуре биоморфные формы или образы - это формы, которые, являясь абстрактными, все же восходят к живым видам, таким как растения или человеческое тело.

Термин биоморфный начали употреблять около 1930 года для описания совокупности изображений, появлявшихся в наиболее абстрактных видах сюрреалистической живописи и скульптуры, в частности, в работах Жоана Миро и Жана Арпа. Миро в своих работах использовал технику автоматического рисунка (биоморфная абстракция). Эта техника рисования состоит в отсутствии контроля движения руки ("бессознательное" творчество); художник при этом может пребывать в состоянии гипнотического или медиативного транса.  В это же время несколько выдающихся биоморф было создано Генри Муром и Барбарой Хепуорт, а позднее этот ряд художников пополнила Луиза Буржуа. 

Живопись и скульптура Жана Арпа, Генри Мура, Барбары Хепуорт и Луизы Буржуа.jpg

Биоморфизм сегодня

На сегодняшний день, происходит усиление тенденции в сторону более «свободного» стиля в дизайне, а также появление новых средств и материалов для выражения творческого замысла. Решением этих новых задач стало использование образной системы биоморфизма.

На современном этапе биоморфизм успешно проявил себя в области авиастроения, дизайна мебели и товаров, ювелирных украшений, одежды. В этой связи биоморфизм во многом представляет собой современный промышленный дизайн. Для создания красивых и эргономичных вещей этот стиль включает плавные текучие линии, полупрозрачность, прозрачность, отсутствие острых углов, использование высокотехнологичных материалов. В идее биоморфизма заложены не только определённые типы формообразования, но и возможности конструктивной системы к изменению, а также потенциал строительного материала. Структура, элементы структуры и её трансформация предположительно могут быть использованы как стратегия развития архитектуры будущего. В настоящий момент представляется возможным использовать приём «вживляемости» строительного объекта, смоделированного системой биологических образов, в природную среду; будучи инородным телом, он не должен разрушать линию и ритм природы.

Биоморфизм сегодня.jpg

 

Возврат к списку

Ваша корзина пуста