Баухауз Bauhaus

Идеи Баухауза состоят в конструктивно-функциональном плане, так как необходимо было приобщиться к индустриальному производству архитектуры
  

Происхождение:

1.    Германия (Баухауз)

2.     СССР ( Конструктивизм 1920-30г,)

3.     Нидерланды (de Stijl, де Стейл)

Основные черты: 

1.      Отказ от орнаментальности, в пользу функциональности.

2.      Плоские абстрактные  линейные  формы. Преобладание ассиметрии.

3.       Базовые геометрические фигуры: 

4.       Минимизация пространсва.

5.       Форма  подчинена функциям.

6.       Четкие края и контуры, скругленные углы.

7.       Использование в строительстве бетона и стали, стекла, пластика.

Основные характеристики:

1.     Полагали, что смешение приемов и техник идет на пользу искусству. Баухаус использовали прогрессивный учебный план, новаторские методы обучения.de Stijl выстроил логический стиль, подчеркивающий особенности конструкций и функций.

2.       Политизированное  движение с радикальной позицией, его эстетику многие считали социалистической.Художник считался рабочим, отвечающим за создание новых функцианальных предметов.

3.       Использование геометрических, точных, почти математических  методов работы. Вера в то, что искусство и дизайн должны подчиняться производственному процессу. Открытость и единство искусства и практики.Возник во времена, когда общество больше всего ценила упорядоченность.

Символы  или константы стиля:

1.   Строгость, простота и удобство. 

2.  Круг, квадрат, треуголник

Школа Bauhaus

Стиль Баухауз своим названием обязан высшей школе строительства и формообразования, основанной  в 1919 году в Веймаре архитектором Вальтером Гропиусом.  Название Bauhaus строится из слов bauen-строить и haus-дом,  является в своем роде метафорическим выражением философии  Гропиуса. Основанная с целью обучения художников для работы в промышленности. После базового курса студенты должны были выбрать для себя как минимум одну ремесленную мастерскую из множества существовавших в рамках школы. Посещение студентов фабрик и заводов стало обязательной частью учебного процесса. В 1923 году, стремясь обеспечить продолжение государственного финансирования, школа провела крупную выставку. На ней были выставлены работы участников Баухауза, а также несколько произведений дизайнеров de Stijl, включая красно-синий стул Г.Т. Ритвелда. Благодаря этой выставке стало ясно, что школа создала новый современный стиль в графическом дизайне, основанный  на принципах de Stijl и русского конструктивизма. В 1925 году школа получила гранд США и переехала в Дессау, в здание построенное по проекту Гропиуса, интерьер, мебель и предметы обстановки были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн здания продемонстрировал новое направление -индустриальный функционализм. В учебном плане школы были лекции по экономике, психологи,  марксизму  и научному подходу к дизайну. Один из директоров школы Ханс Майер (1928-1930) считал, что форма должна подчиняться функциям и стоимости объекта, тогда он будет доступным и полезным для потребителей из рабочего класса.  В 1933 году под давлением Гестапо и  по решению общего собрания мастеров школа была закрыта и распущена. Большинство их мастеров переехали в США.
За время существования школы преподавателями с ней были единомышленники и ключевые личности стиля.
Использование машин, минимум декора, функциональность, сокращение разрыва между промышленностью и дизайном, утилитарность – основные идеи Баухауза,  воплощенные как в предметном дизайне, так и в градостроительстве.
 
Баухауз.jpg
Идея рационализма в Баухаузе играет  лишь очистительную роль. Аспект - удовлетворение потребностей человеческого духа – столь же важен, как и материальный. Оба эти аспекта обретают свое место лишь в союзе друг с другом. Все эстетические спекуляции, все доктрины, любой формализм отвергается Баухауз. Архитектура – воля времени, воплощенная в пространство. Живая, развивающаяся, новая

Идея Баухауза

Движение Баухауз просуществовало  лишь 14 лет, в школе за это время успели поучиться только 1250студентов, однако, несмотря на столь краткую историю, новаторские методы обучения оказали огромное влияние на развитие  дизайна, которое  длится и по сей день.

Манифест Баухауз 1919

1. Считать архитектуру ведущим направлением в дизайне
2.Уравнять статус прикладных и изящных искусств
3. Улучшать качество промышленной продукции, объединяя усилия художников, производителей и ремесленников.
Концепция: проектировании доступных красивых и удобных (функциональных) предметов для  широких масс.
Эстетическая концепция: строгость, простота и удобство. Представителям школы  ставилась задача: стать пионерами простоты, то есть найти простую форму удовлетворения всех жизненных нужд, которая в то же время была бы представительной и искусной.

Основные идеи:

 1. Идея сборного здания, 2.Введение научного анализа в проектирование, 3.соединение практического опыта и обучения, 4. Приобщение студентов к реальной жизненной ситуации - например, плановая продажа изделий студентов, 5. Художественный, абстрактный подход к задачам - акцент на конструкции, фактуре, эстетике. 

Абстракции конструктивиского толка привели к созданию в Баухаузе культовых вещей популярных и сегодня.
Форма следует за функцией. 

Новаторские идеи представителей Баухауз сводились к поиску простой формы для удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей растущего общества потребления. Направление поиска шло от абстрактного к конкретному. Абстрактная живопись В.Кандинского  находила реализацию в предметах быта и интерьера  Марселя Брейера и Марианны Брандт. Более 100 лет назад ключевыми личностями движения Баухауз были определены цели дизайнерской деятельности. Они считали, что главной задачей является создание промышленных форм с позиции высокой ответственности перед человеком и обществом.

Для теории и практики дизайна очень важно осмысление феномена формы. Анализируя форму в дизайне, следует понимать, что объектом дизайнерской деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования. Форма есть то, без чего данная вещь не будет собой. Необходимость рождения вещи вытекает из ее предназначения, значит форма следует за функцией.  Человек оказывает влияние на существование предмета,  и предмет  влияет на человека. Усложнение предметов  потребления заставляет развиваться  социум к более высокому уровню, т.е бытие вещи порождает  ее культурное пространство. Создавая что-либо новое, человек реализует, осуществляет себя в этом мире. Дизайн Баухауз настаивает на возможности достижения равенства между пользой и красотой.

Ключевые  личности.

 

Баухауз Bauhaus (1919), возникший в Германии, развивался  параллельно с  советским ВХУТЕМАСом (1920) ( учебное заведение,  которое мало известно сегодня даже в России). Они стремились объединить искусство, дизайн и промышленность, создать  универсальное эстетическое качество,  дать хороший дизайн всем. Большинство ключевых фигур этого движения вышли из популярных в это время течений: футуризма, супрематизма, авангарда и конструктивизма. Без первопроходческих идей творцов этих школ история дизайна была бы иной.  Во ВХУТЕМАСе: А.Веснин и Л. Попова в своей методике стремились через анализ реальных элементов объективного мира вскрыть сущность вещей, показать их природу. Они трактовали восприятие цвета через смысл – как конструктивный материал разных видов художественного творчества. А. Родченко разработал концепцию проектирования (одну из ранних систем дизайн-образования) и концепцию формообразования новой образцовой среды. Он учил находить творческий подход к простейшей обыденной вещи и вместе с тем рациональное решение конструкции и формы, чтобы потом это решение можно было применить для массового производства в промышленности. Цель проектирования они видели в функциональности предмета и создании дополнительных удобств.



Попова Л.С. Натюрморт с подносом. Восприятие цвета через смысл – как конструктивный материал разных видов художественного творчества
Л.С. Попова Натюрморт с подносом
 
От идеи к утилитарному предмету.
 

В Баухаузе преподавали лучшие представители ХХ столетия: Иоганнес Иттен, Василий Кандинский, Пит Мондриан, Людвиг Мис ван дер Роэ.  Школа просуществовала всего 14 лет, но стиль и идеи людей, которые свято верили в простоту формы и функционализма, сделали огромный вклад в культуру не только того времени, но и в дизайн и архитектуру современности. 

 
Первоисточником для кресла Марселя Брейера Василий, стали работы В. Кандинского.

Цвет имеет значение.

 

Иоганнес Иттен –  доказывал некоторые ассоциативные связи между цветом и геометрической формой. Например, Й.Иттен считал, что тяжесть и непрозрачность красного цвета ассоциируются со статикой и тяжелой формой квадрата, невесомому характеру треугольника соответствует желтый цвет, а кругу — синий. Он создал форкурсы на основе абстрактного композиционного моделирования. Иоганнес Иттен справедливо считал, что для оценки впечатления глубины цвет фона столь же важен, как и цвет, являющийся объектом восприятия. По его мнению, шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый, помещенные на черный фон, по впечатлению своих ступеней глубины соответствуют пропорциям золотого сечения "Синие дали" — это устоявшееся понятие характеризует синий цвет как стремящийся в глубину. Привлекающие внимание цвета солнца и огня воспринимаются приближающимися. На основании природных ассоциаций цвета с меньшей насыщенностью и светлотой воспринимаются отдаленными, а цвета с противоположными свойствами выходят из глубины. В. Кандинский создал сложную науку об абстрактном искусстве, где подверг глубокому анализу два основных элемента формы – точку и линию. На основе этого анализа сформулировал принципы новой формальной логики, основанной на внутреннем «резонансе» форм, провозгласив синтез искусств через эквивалентность используемых ими «языков». Грамматика визуального языка занимала значительное место на его теоретическом курсе. Кандинский полагал, что визуальный «язык» позволит понимать внутренние эмоционально-духовные смыслы художественных произведений и вызывать адекватное замыслу художника восприятие у зрителей. Общеизвестна концепция В. Кандинского относительно распределения цветов в пространстве по отношению к зрителю: желтый цвет распространяется в стороны и тем самым приближается к зрителю; синий сокращается, уходит от зрителя; красный стабилен. Оранжевый — это красный, приближенный к наблюдателю посредством желтого, а фиолетовый — красный, удаленный от зрителя синим. Ласло Мохой-Надь преподавал дисциплину «Фотодело» в классе форм. На своем курсе он проводил эксперименты с новыми материалами, техниками и технологиями.  Считал фотографию способом проанализировать окружающий мир и  инструментом восприятия этого мира. Скульптуру воспринимал, как следствие отношений света и тени.  Считал, что важен не объект , а тень которую он отбрасывает. Проявлял огромный интерес в природе света и цвета, восприятия через цвет. Занимался выявлением абстрактных структур из окружающего мира, беспредметной живописью, отказом от материальности изображения. Был автором первой кинетической светящейся фигуры.  Разделял взгляды К Малевича: что белый квадрат на белом фоне это приговор живописи. Считал, что цвет замедляет повествование и белый фон используется для ускорения восприятия идеи. Стал основоположником в реализации идеи рекламного света в городском пространстве. Работал  не с плоскостью, а с пространством, создал первые инсталляции и светоотражающую эмаль.

 
Ласло Мохоли Надь, графика, суприматизм

 

Благодаря поискам дизайнеров новых форм можно сегодня заглянуть в будущее, причем, представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Производственные  компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом К примеру, первый каталог Apple открывали слова «Простота – предел совершенства». А сам Стив Джобс говорил, что идеальный продукт – это базовая сущность и простота без излишеств. Сейчас эта идеология функциональности и простоты формы наиболее ярко выражена в скандинавском графическом дизайне и архитектуре. В одежде идеи баухауза можно обнаружить в стиле нормкор, а в промышленном дизайне – у Apple и Ikea.


Возврат к списку

Ваша корзина пуста