+79084488888

Ар нуво

Происхождение:

1. Европа 1880 – 1910 гг.

Основные черты:

1. Использование плавных форм, асимметричность. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Криволинейный дизайн - растительные мотивы, синусоиды, негеометрические изгибы; прямолинейный дизайн – геометрические формы, строгие силуэты.

2. Натуральные коричнево-зеленые цвета (древесина, листва, лен) и сложные припыленные оттенки.  В ювелирных украшениях широкое использование не дорогих материалов: полудрагоценных камней, эмалей.

3. Базовые геометрические фигуры: растянутая спираль или синусоида-для южноевропейского модерна. Прямоугольник для северной Европы.

4. Копирование природы и окружающего мира. Максимальная детализация от фона до центра.

5. Динамичная стилизация, движение через вытянутые пропорции объекта. Четкие края и контуры, скругленные углы.

6. Орнаментальность. Орнаменты присутствуют повсюду: в отделке, мебели, текстиле, декоре, и в предметах искусства.

7. Стиль определяют великие художники-ремесленники. Декоративное искусство достигает совершенства на уровне личности творца

8. Выбор объекта изображения через символизм. Наличие смыслового подтекста. В каждом изделии автор передает личный message.

Основные характеристики:

1. Последним настоящий международный стиль и первый стиль доступный массовому потребителю.

2. Отражение объективной реальности, через подражание природе.

3. Многоликость. Стиль гениев одиночек.

4. Подчеркнутая двухмерность изображения.

5. Разнообразие прикладных предметов, выполненных в стиле.

Символы или константы стиля:

1. Томный образ женщины, с бесконечно-текучими волнами волос.

2. Стилизации и символизм диких растений, насекомых, перо павлина.

Стилизованные водные растения с узкими длинными стеблями и листьями – лилии, кувшинки, тростник. Причудливые очертания - ирисы, орхидеи, цикламены, хризантемы.  Ирис становится эмблемой модерна. Часто используют изображения лесных цветов - ландышей, купавки, одуванчиков, чертополоха, васильков.

3. Краски ар нуво – приглушенные, «природные», пастельные.

4. Для ювелирных украшений использование полудрагоценных камней и эмалей.



Ан нуво.jpg

1. Ар нуво:

Ар нуво или стиль модерн, возникший в дизайне около 1890 года, и просуществовавший до 1914 года, внес значительные изменения в декоративное искусство. Больше всего впечатляет многоликость стиля, разнообразие направлений, богатое наследие из арт предметов и объектов.

Слишком часто модерн воспринимается, как стиль, вдохновленный исключительно природой, на самом деле модерн является сложной реакцией на предыдущие десятилетия существования перегруженных деталями и чересчур декоративных стилей. В полном смысле слова интернациональный, он оказал значительное влияние на великое множество художественных форм в самых разных странах. В разных странах он был известен под разными названиями: во Франции – метро, в Германии - югендстиль, в Австрии - Сессион, в Италии - стиль Либерти, в Испании - модернизм, в России - модерн. Всех объединяло желание освободиться от прошлого и стремление подарить художественному произведению новый облик. Нет какого-либо отдельного художника или дизайнера, творчество которого явилось бы воплощением стиля модерн в целом.



Индустриальная революция и растущая зависимость от машин явились катализатором перемен, приведших к возникновению стиля. Массовое производство и снижение качества изделий осуждалось художниками- прикладниками. В руках таких художников-ремесленников, как Эмиль Гале (стекло), Рене Лалик (ювелирные украшения и стекло), Луи Мажорель (мебель) декоративное искусство достигло почти абсолютного совершенства. Однако поддерживать высокий уровень художественной целостности в рамках целого стиля оказалось трудной задачей, поэтому движение, когда-то революционное и динамичное, всего через 15 лет потеряло свой блеск. Этот стиль определялся, скорее, независимыми достижениями множества первоклассных художников-индивидуалов, нежели связной философией, основанной на стиле.


Эмиль Гале, Рене Лалик, Луи Мажорель.jpg

Извилистая линия и природные мотивы.jpg


Многоликое движение. Три направления     

На наш взгляд, в модерне имели место три направления, все они были составляющими одного и того же художественного движения или стиля.

Извилистая линия

Трепетное отношение к природе стало основой извилистого, текущего стиля. Загадка мира природы служила источником вдохновения для художников склонных к символизму. Были превращены в искусство самые незначительные формы напоминающие о красоте природы, такие как бутон чертополоха или кувшинок, крылья стрекозы. Множество изделий повторяли характерные для природных форм асимметрию, переплетения или изгибы линии, в орнаментальном исполнении мотив получил название «Удар бича».  Еще один мотив, который прежде всего ассоциируется с ар нуво - это мечтательная девушка с длинными волосами.


Геометрия природного мира

Совершенно другой облик приобрел модерн в руках художников северной Европы. В их произведениях воплотилась геометрия природного мира.  Основываясь на утверждении модерна, что архитектура, ее декоративное направление и мебель должны стать единым целым, они развили сдержанный линейный стиль, отрицавший чувственную интерпретацию природы в пользу простых, изящных и геометрических узоров. Достигнув удивительного технического мастерства, они создавали простые по своему решению предметы, подчёркивающие красоту материала, тем самым заложив основу новых индустриальных стилей.



Геометричный модерн.jpg
Дом Гауди, мебель Бугатти, Ярославский вокзал.jpg


Изобилие и экзотика

Эта ветвь стиля использовала не только природные формы, но и обращались к мотивам мавританского, египетского, и японского, русского национального искусства. Чрезвычайная трансформация породила известные сейчас всему миру памятники архитектуры и прикладного искусства. 

Когда популярность модерна начала спадать, более геометрическое и дисциплинарное его направление выдержало испытание временем и в течении 1920 года переросло в линейны, графический стиль, сформировавший основы ар деко и модернизма.

 2. Архитектура

Ар нуво стремился к созданию одновременно функциональных и эстетически красивых зданий. Архитекторы, работавшие в этом стиле, большое внимание уделяли не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру.

В архитектуре ар нуво главенствовали текучие формы. Ей свойственны использование новых материалов, например, стекла и металла; отказ от прямых углов, линий и симметричных форм. Если говорить о пропорциях, то объемы и формы стиля характеризуются небольшой растянутостью, которая присуща органическому росту. Принцип образования формы строится на природной геометрии. Антонио Гауди успешно реализовал принцип архитектуры, сливающейся с природой. Стирая грани между архитектурой и скульптурой, он создает потрясающую фантастическую среду, архскульптуру. Одним из ярких пример Собор Святого семейства в Барселоне, который похож на живой организм.

Собор Святого семейства, Гауди.jpg

Личности:

1. Бельгийские архитекторы Виктор Орта (1861–1947) и Анри ван де Вельд (1863–1957). Виктор Орта создавал проекты из металла и стекла, придавая железным несущим конструкциям форму фантастических растений.

Отель Тассель.jpg
Виктор Орта - Отель Тассель (1893 год) – первое в мире сооружение ар нуво, собственный дом (сейчас музей). Впервые в архитектуре выражаются приемы крупного остекления, использование графики ар нуво в построении фасада, в деталях и отделке. Металлоконструкции, пользовавшиеся большой популярностью в ту эпоху, впервые были введены как части фасада жилого здания, объединены с каменными элементами и украшены вьющейся кованой «порослью».  
Блуменверф.jpg

Блуменверф (1986 год) - собственный дом архитектора Анри Ван де Вельде Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением. Ван де Вельде пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры «изнутри – наружу», Интерьер дома организован вокруг двуцветного холла. Декоративные элементы, кроме орнаментальных решеток обрамления входа, отсутствуют. 


 2. Француз Эктор Гимар (1867 - 1942), оформивший входы станций парижского метро чугунными решетками с орнаментами из стилизованных орхидей.

 3. Испанец Антонио Гауди (1852 - 1926). Полное отрицание всех представлений об архитектуре.

Гимар. Вход в Парижское метро.jpg

Гауди.jpg

4. Чарльз Макинтош (1868 - 1928) архитектор, автор загородного особняка Хилл-хаус.

5. США, Луис Салливан (1856 - 1924) – он использовал орнаменты в стиле ар нуво для украшения фасадов.

Хилл Хаус Чарльза Макинтоша.jpg
Хилл-хаус - это и семейное гнездо, и музей, и материализованный арт-манифест, и художественная энциклопедия. Дом идеально вписан в ландшафт и ориентирован по сторонам света
Здание Аудиториума, Луис Салливан.jpg

Аудиториум. Железный каркас позволил возвести здание высотой в де­сять этажей. Арки в зрительном зале усы­паны электрическими лампочками и ук­рашены позолоченным рельефным ор­наментом в стиле Салливана. 

6. Федор Осипович Шехтель (1859 - 1926) – русский архитектор, график, сценограф. Считается одним из создателей стиля русского модерна, сочетая различные архитектурные стили. 

7. Граф Павел Юльевич Сюзор (1844 – 1919) — архитектор, академик архитектуры, общественный деятель, педагог, действительный статский советник.  

Особняк Рябушинского.jpg
Особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. Пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий. 

Дом Зингера.jpg

Одна из ранних городских построек в стиле модерн: огромные окна-витрины, затейливый силуэт купола угловой башни, богатая отделка, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах дома. Угловую башню здания венчает стеклянный глобус диаметром 2,8 метра.

3. Ар нуво в интерьере, мебель, текстиль, стекло, посуда

Несмотря на всю свою идейную новизну и тотальное отрицание академизма, интерьер ар нуво все же унаследовал ряд фундаментальных принципов организации и декора пространства от предшествующих стилей. Ар нуво, как более ранние классические стили, стремился к эстетическому благозвучию всех элементов интерьерного ансамбля и требовал авторской разработки предметов мебели и всего декоративного убранства. Авторская разработка интерьера сохраняла целостность, внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. 

Место для изображения
Подпись


Возврат к списку