Ампир

Происхождение:

1. Франция (правление Наполеона I - 1804 –1815 гг)

Периоды проявления:

1. Наполеоновская Франция.

2. Россия: правление Александра I, сталинский Ампир, неоклассицизм СССР.

3. Кайзеровская Германия, фашистская Германия.

4. Английский стиль регентства (1810-30). Эдвардианская Англия (1901-1910)

Основные черты: 

1. Спокойная уравновешенность форм. Формы простые и элегантные.  Изогнутые линии сочетаются с прямыми.

2. Симметричные формы. Монументальность. Соединение античности и рационализма. Холодная торжественность.

3. Базовые геометрические фигуры: круг, квадрат.

4. Чистые, насыщенные цвета, дерзкие цветовые контрасты.

5. Статичная композиция, элементы античной и воинской символики.

6. Геометрически выверенная орнаментальность. Декор служит для прославления Империи.

7. Дорогостоящие материалы: древесина светлых  или красных пород, бронза, полированный камень. 

Основные характеристики:

1. Стиль воспевал величие власти.

2. Отражение через искусство значимости военных побед и мощи Империи.

3. Этические мотивы: искусство позднего Рима, древних Греции и Египта.

Символы  или константы стиля:

1. Торжественность и парадность (насыщенные цвета, венки, тяжелая    драпировка, позолота, гильош).

2. Имитации античной архитектуры: Арка, колонна, бордюры. 

3. Воинская символика, сцены баталий (щиты, шлемы, копья, мечи, фасции).

4. Образы античности (человеческие образы, миандр, пальметта, акант, кариатиды, лавры, мифические животные: сфинксы, орлы, грифоны, львы, змеи).

 

Ампир (от французского - империя), стиль в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах, завершающая фаза неоклассицизма. Возник во время правления императора Наполеона I (1804 –1815 гг.) и активно развивался в первой трети XIX века.   

Наполеон и Имперский стиль.jpg

Свое начало ампир берет в классицизме с его строгими канонами, заимствованиями из античности и торжественно-парадной обстановкой, но значительно дополняет его специфическими деталями.

В основные задачи ампира входило показать величие и могущество империи Бонапарта. С этой целью продолжается обращение к древней культуре, упор делается на искусство позднего Рима, в меньшей степени – древних Греции и Египта. Ампир иногда грубо копирует те достижения прошлых цивилизаций, которые могут подчеркнуть мощь и военное превосходство государства. Идея утверждения имперского величия посредством многочисленных атрибутов и символов. Стиль становится официальным, является частью идеологии и начинает искусственно «насаждаться» сверху. Желание правителя показать блеск и силу империи, влияние древних культур делают его менее строгим и сдержанным, нежели классический, добавляя несколько агрессивного шика в деталях. Выражалось это в нетипичных ярких цветах мебели и аксессуаров, в дерзких цветовых контрастах и необычной форме мебели, в элементах военной тематики в интерьере. Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях.    

Дворцовые интерьеры.jpg

Декор.

Для декора в стиле ампир характерна строгая система образов. Например, пчела, окруженная лавровым венком, обозначала Наполеона, а лебедь – императрицу Жозефину. Декор обильно использовался как в оформлении стен, потолков, так и в мебели и предметах обихода.    

Система образов.jpg

В мебели функцию опорных устоев и подлокотников выполняли фигуры животных, отлитые из бронзы, а поверхности украшали накладным декором. Хотя предпочтение и отдаётся красному дереву, тем не менее использовались и светлые породы:черешня, клён, ясень, лимонное дерево. В приёмах исполнения, столяры пользуются доведенной до совершенства техникой фанеровки. Инкрустация почти не применяется, поскольку эта техника слишком серьёзна для той эпохи, когда стиль ампир выражал эстетические вкусы буржуазии и военных, которые стремились к поддельному блеску, лоску, шику. Редко встречающийся орнамент инкрустации выглядит в виде мозаики из севрского фарфора, малахита и мрамора. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски) золотятся обязательно. Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. Остроумные механизмы находят своё применение в столах и при нажатии кнопки меняют форму и размер предмета.

Мебель ампира была архитектурой в миниатюре: классической, симметричной и суховатой. Кроме того, украшалась такими сугубо архитектурными деталями, как колонны и кариатиды. Стулья и диваны были не очень удобны для сидящего. Минимальное присутствие обивки, линейные, иногда совершенно прямые спинки создают ощущение напряженного ожидания. Боковины часто исполняются в виде буквы S или рога изобилия. Опорные конструкции решаются иногда в виде герм с львиными лапами, чаще в виде античных пилонов или колон.

Диваны кресла и стулья.jpg

Шкафы обычно монолитные, массивные, с острыми углами. Все поверхности обычно гладкие, декор – симметрично расположенные накладки из бронзы. Карнизы прямые, профилированные без излишеств. Стенки зачастую абсолютно лишены членений. Из материалов используются как темные породы дерева (красное и черное дерево), так и светлые (клен, лимонное дерево). Излюбленным становится красное дерево, и для декорирования предметов из него используется бронза. Также встречаются гладко отполированные предметы, фанерованные красным и черным деревом. Они украшаются бронзовыми накладками тонкой работы, реже – золоченой резьбой. 

Шкафы в стиле ампир.jpg

Во времена ампира появляется множество новых форм мебели: книжный шкаф с трельяжем, шкаф-горка, узкие витрины, серванты, круглые столы для сервировки, а также совершенно новая форма мебели для сидения -рекамье. Это была короткая, но элегантная кушетка, выполненная изогнутой в виде гусиной шеи. Столы в эпоху ампира были весьма разнообразны. Это были небольшие столики на одной ножке круглой формы, большие круглые столы, высокие тумбочки цилиндрической формы, которые ставились по обе стороны от кровати, туалетные столики с зеркалами. 

Мебель ампир.jpg

Элементы декора:

1.    Египетские мотивы. После Египетского похода Наполеона в 1797 году в Европе вошел в моду Восток вообще и Древний Египет в частности. Мебель покрывалась изображениями сфинксов, ибисов и иероглифами. 

2.    Пальметта и акант. Пальметта - веерообразный орнамент в виде пальмового листа – дань восточно-египетской моде. Классический акант, декоративная форма в виде стилизованных листьев или стеблей акантуса – мотив античный. 

3.    Звериные мотивы. Львы, орлы и змеи, ассоциирующиеся с мужеством, силой и мудростью, были самыми популярными  животными стиля ампир. Их стилизованные головы и лапы украшали подлокотники и ножки мебели, а спинки и боковины кресел и диванов нередко имели форму орлиного крыла.

4.    Кариатиды. Скульптурное изображение задрапированной женской фигуры, которое заменяет в архитектурных сооружениях колонну или другую вертикальную опору для поддержки перекрытия.

5.    Лавровый венок. Универсальный символ триумфа, победы и власти. 

Декор.jpg

Архитектура.

Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Важными требованиями стиля становятся целостность и четкая симметрия всех элементов обстановки, монументальность форм. Активное использование больших нерасчленённых поверхностей стен, геометрическая правильность цельных объёмов зданий, массивность пилонов и колонн отчасти восходят к древнеегипетскому искусству. Широкое распространение в архитектуре ампира получили портики дорического и тосканского ордеров. Декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой (доспехи, венки, геральдические орлы, также стилизованные сфинксы).

В структуре формообразования ампира просматривается усиление градообразующей роли фасадов зданий, обеспечивающих симметричность и гармоничность ансамбля в целом. 

Вандомская колонна.jpg

В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски), мотивов декора интерьеров (антикизированные египетские рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т.п.), нарочито парадных и холодновато-торжественных, исполненных театрального пафоса. Главными архитектурными формами ампира считаются триумфальная арка и триумфальная колонна. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора: Пьер Фонтен, Шарль Персье, Ж. Ф. Шальгрен.

Триумфальная арка.jpg

Интерьер.

Ампиру свойственна четкость форм, некоторая приземленность, основательность и замысловатый декор. Все вещи приобретают некоторую тяжеловесность и плотность. На смену стройным, удлиненным формам приходят монументальность и статичность. Настоящим символом стиля ампир становятся квадрат и круг – простейшие геометрические фигуры.

Интерьеры украшают картины в резных рамах, настенные ковры ручной работы, украшения из металла. И поскольку ампир насаждался искусственно, ему свойственна некоторая холодность.

Напольные покрытия из мрамора, чаще из массива ценных пород, с обязательным рисунком по мотивам греко-римской тематики. Стены украшают колоннами, используется отделка мрамором, обои из шелка, парчи - ткани, гармонирующей с абажурами.

Стиль ампир в интерьере.jpg 

Потолки декорируют позолоченной лепниной, росписью с античными мотивами, широко используются медальоны, но могут быть и просто белые гладкие потолки или с более сдержанным декором.

Прямоугольная форма дверей – традиционно используется в интерьере ампира. Филенчатые двери словно вытянуты в длину и часто оформлены порталами. Нередко двери украшают мотивами, типичными для ампира и статуями, среди которых львы, сфинксы, грифоны.

Оформление окон - карнизы в виде древка, французские шторы.

Интерьер в стиле ампир.jpg

Цветовая гамма.

Для Ампира характерны чис­тые на­сыщен­ные крас­ки. Изум­рудный, си­ний, вен­ге,  красный, зо­лотой, бе­лый и чер­ный сос­тавля­ют па­лит­ру сти­ля. Золотые и бронзовые оттенки привносят в этот цветовой набор блеск богатства и ассоциируются с торжеством победителя.

Цветовая гамма стиля ампир.jpg

Живопись и скульптура.

Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Главный представитель стиля ампир в живописи - Жак Луи Давид. В своих произведениях этот мастер часто использовал растительные и геометрические мотивы этрусских ваз. Возвеличивал на своих полотнах императора и его свиту. Он восхвалял боевые подвиги правителя, изображая его верхом на коне. Кроме того, он изготавливал красивую лакированную мебель, украшенную дорогой мозаикой и орнаментами, и преподносил Жозефине. 

Жак Луи Давид.jpg

В скульптуре стиль ампир был выдержан в подчеркнуто-геометрических линиях и формах, в массивных, хорошо отделанных изделиях. Внушительная сила придавала обаяния этому стилю, но военная диктатура все же наложила на него отпечаток сухости и холодности.

Наиболее талантливым скульптором этого стиля считается Бертель Торвальдсен. Его вдохновляло античное искусство и образы героев древности. Как и античные мастера, Бертель работал с мрамором. Среди известных его скульптур — статуя античного героя Ясона, Ганимед, кормящий Зевсова орла, Венера с яблоком, Геба. 

Бертель Торвальдсен.jpg

Орнамент в стиле ампир

С приходом нового стиля меняется не только форма, но и колорит изделий. Художники-оформители начинают использовать гораздо более насыщенные оттенки.

Основные особенности орнамента в стиле ампир:

  • Использование античных, в основном римских и египетских, мотивов.
  • Устойчивость и монументальность элементов в сетке.
  • Использование сетчатой структуры, основой которой мог быть ромб, квадрат, шестигранник, круг.
  • При применении растительных мотивов листочки располагаются очень густо и по обеим сторонам. При этом используются пальметы, лавровые ветви, позаимствованные в основном из римского орнамента. Также очень популярным становится античный мотив виноградной лозы.
  • Эклектичность. В орнаменте часто сочетаются естественные и условные элементы. В этом прослеживается явное влияние эллинизма.
  •  Как и в римском орнаменте, в узорах стиля ампир очень часто используется канделябр. Иногда он трансформируется в пышный вазон с букетом цветов.
  • Одним из самых популярных элементов становится триумфально-помпезный венок.
  • Знамена тяжелой драпировки и разного рода военная атрибутика.
Орнамент стиля ампир.jpg

Орнамент стиля ампир отличается, прежде всего, лаконичностью. Основу его составляет революционная символика с элементами, характерными для античности. Символичность при исполнении этого декора используется очень широко. Так, фригийский колпак становится отражением в узоре свободы, а ликторская связка – единения, дубовые ветки – символами добродетели, копье олицетворяет свободу личности.

В разработке орнаментов нового стиля принимали участие многие известные художники. Находит отражение в орнаменте и воинственность новой Французской империи. В качестве орнаментальных элементов в этот период часто используются трофеи, луки, колчаны, стрелы, императорские орлы, щиты, шлемы, мечи. В орнаментах на текстиле, обоях, оружии, элементах декора часто используется так же вензель N, прославляющий Бонапарта. Составляются орнаменты с применением имперских эмблем – орла, пчелы, звезды, ордена Почетного легиона и других. 

Орнамент в стиле ампир.jpg

Французский ампир закончил свое существование вместе с отречением Наполеона от престола в 1814 году. 

Ампир в России

Ампир в России (высокий классицизм или александровский классицизм) возник под влиянием французского искусства и стал выразителем идей государственного величия и независимости. Наибольшее распространение получил в градостроительных ансамблях Санкт-Петербурга и Москвы. В различных городах России развернулось строительство по «образцовым» проектам, благодаря которому ампир стал общероссийским культурным достоянием.

Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830 - 1840 гг.).

Самым известным зодчим, возводившим здания в стиле ампир в Санкт-Петербурге был Карл Росси. Он буквально преобразил Петербург, создав в нем ансамбли, до сих пор поражающие своим величием и размахом. Не менее талантливыми архитекторами этой эпохи были: Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Андреян Захаров, Василий Стасов, Остап Бове.

Ампир в России.jpg

Среди скульпторов имели высокую популярность: Феодосий Щедрин, Иван Матрос.

Ампир в России. Скульптура..jpg

В период 1930 - 1950 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».

Сталинский ампир.jpg

Ампир в Европе

В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети XIX века наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (например, стиль Регентства и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «ампира». Влияние ампира во 2-й половине XIX века, несомненно, в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (Эдвардианский), Италии, Кайзеровской Германии. Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 века (фашистское искусство в Италии, искусство Третьего рейха в Германии, неоклассицизм в СССР).

Ампир в кайзеровской Германии.jpg
         

Возврат к списку

Ваша корзина пуста