Коллекции Ювелирного Бренда Роскошь
Назад

Украшения в стиле императоров

Коллекция: Ампир

Стиль: Ампир, Пышный неоклассицизм (Наполеон I)

Материал: золото 585, белое

Вставки: изумруд, сапфир, аквамарин, бриллианты

Базовый элемент: орден

Творческий источник: парадный портрет XIX века

 Эмоция: Победа

1.Роль моды

Во время Французской революции исчезло значительное количество старинных ювелирных изделий.  Республиканские идеи так захватили общество, что изменили весь уклад жизни, правительство, религию и даже календарь. Украшения были объявлены пережитком «старого режима» и вышли из моды. Приход к власти Наполеона изменил не только политическую и социальную ситуацию, он оказал влияние и на мир моды, в том числе на ювелирные изделия. Интерес Наполеона к ювелирным изделиям хорошо известен, а простые и непритязательные украшения того времени отнюдь не соответствовали его представлениям о могуществе и роскоши. К1803 году Наполеону удалось вернуть большинство монарших драгоценностей. Известна также и любовь Жозефины Богарне к нарядам и украшениям, так что она стала законодательницей новой моды. К моменту коронации Наполеона драгоценности Французской монархии были переделаны в соответствии со вкусами Жозефины. Драгоценности Бурбонов превратились в лавровые венки, гребни, украшения для волос и браслеты. 

Коронация Наполеона и Жозефины.jpg

Мода на античность минимизировала количество ткани в женском костюме. Следуя древнегреческим мотивам женщины, носили платья с высокой талией из тончайших тканей, без всяких орнаментов. Чтобы подчеркнуть свои формы платья надевали влажными. Увлечение полупрозрачными тканями, привели к тому, что у дам полностью были видны ноги, что считалось признаком хорошего вкуса.  Количество ювелирных украшений на теле модницы било все рекорды. К прозрачным платьям надевали специальные ножные браслеты: один - на щиколотке, другой - выше колена. Украшения стали надевать в большом количестве. Дамы носили по кольцу почти на всех пальцах сразу, на руках у них было одето множество разных браслетов. Прически украшали диадемами, золотыми обручами, гребнями, венками из золотых, серебряных дубовых или лавровых листьев, или колосьев.

Ювелирные украшения этого периода   изготавливались в виде комплекта-парюры. Полный комплекты украшений обычно состояли из ожерелья, пары браслетов, висячих серег (чаще всего жирандолей), пряжки для пояса и четырех видов украшений для волос: гребня, тиары, диадемы и бандо. На всех государственных и придворных мероприятиях модницы щеголяли обилием золота.

Комплекты украшений.jpg

2. Признаки стиля в ювелирных украшениях

1. Ювелирные украшения стиля ампир имеют хорошо выраженную простую геометрическую форму. Как правило, украшение стремится к квадрату, кругу или овалу. Изделия выглядят лаконично, уравновешенно и геометрически точно. Форма украшения следует строгой симметрии композиционных посторенний.

2. Центр украшений представляет собой минимально декорированную часть. Обычно это эмалевое покрытие (гильош) или крупный драгоценный камень первой категории.

3. Периметр украшения заполняется распространёнными греческими орнаментами, изображениями гирлянд, дубовых листьев, щитов, орлов, колосьев, знамён, факелов. Несмотря на качественную работу, украшения стиля ампир сохраняют двухмерность и плоскостность.

Признаки стиля.jpg

4. Важное место в украшениях занимают античные мотивы. Художественные идеи заимствовались из античных архитектурных деталей. Античная образность отождествлялась с понятием хорошего вкуса. В этот период возродился интерес к камеям. Мода на камеи и инталии началась вскоре после итальянской кампании 1796 года, когда камеи вернулись из Италии во Францию. Они были как древнеримского или древнегреческого происхождения, так и более позднего. Наполеон, очарованный их красотой и совершенством, выбрал камеи для украшения своей короны при коронации в 1804 году. Именно Наполеон основал школу гравировки по камню в Париже. Инталии и камеи начали вставлять в самые разные украшения: диадемы, ожерелья, браслеты, серьги; с простыми золотыми оправами. В России камеи также пользовались большой популярностью. Лучшие ювелиры создавали их или камеи привозили из-за границы, они на какое-то время даже затмили бриллианты и самоцветы. Из камей создавали браслеты и комплекты украшений, камеи использовали для брошей, пряжек, ожерелий, колец, кулонов. Тонкая серебряная или золотая оправа играла лишь второстепенную роль, удерживая камень в нужном месте. Камеи прекрасно сочетались с бриллиантами и жемчугом.

Украшения с камеями.jpg

5. Доминирующими вставками стиля ампир являются бриллианты и драгоценные камни первой категории: рубины, сапфиры и изумруды. В первые два десятилетия XIX века бриллианты пользовались огромным спросом, а представители аристократии горели желанием их приобретать. До конца XVIII века драгоценные камни вставляли исключительно в закрытые оправы, не пропускавшие свет с оборотной стороны камня. Такой тип оправы позволял ювелирам усиливать, подправлять и изменять цвет камня, подкладывая под него в оправу цветную фольгу. Кроме того, эта техника значительно уменьшала блеск и «огонь» в камне. На рубеже веков ювелиры, признав влияние света на игру бриллиантов, стали закреплять их цангами. С этого момента алмазы бриллиантовой огранки вставлялись только в открытые оправы; для мелких камней, бриллиантов огранки «роза», а также для большинства прочих самоцветов еще некоторое время использовались оправы закрытые. В украшениях этого периода крупные камни обычно находятся в открытых оправах и окружены мелкими камнями в закрытых оправах. 

Камни.jpg

3.Ювелирные украшения стиля Ампир

1. Гребни

            В моде были высокие прически, когда все волосы собираются на затылке, с названиями из классической эпохи «а-ля Тит», «а-ля Грек» и «а-ля Церера». Гребни входили в состав многих парюр: их носили на макушке или на затылке, верхнюю прямоугольную часть гребней обычно украшали узоры в виде бантов, зигзагов или дут, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями. 
Популярны были испанские гребни, с металлическими или черепаховыми зубцами, украшенные камнями или камеями в обрамлении золотых узоров. Другой распространенный вид гребня сверху украшался филигранью, в основании которой лежал ряд гладких или резных коралловых или янтарных бусин.

Гребни.jpg

2. Диадемы, тиары

Типичным ювелирным изделием наполеоновской эпохи является тиара с мотивами лавровых листьев, украшенная бриллиантами и рубиновыми «ягодками». Широко распространены были тиары в виде лаврового венка, декорированные бриллиантами, а также тиары прочих изысканных форм, часто с подвесками из грушевидных жемчужин и камней, ограненных со всех сторон в форме той же груши, и тиары эллинистического дизайна, выступающие в центральной точке надо лбом и сужающиеся к краям. Альтернативой тиары были бандо из кластеров драгоценных камней или из камей, которые носили надо лбом отдельно или с подходящим гребнем. Прически многих дам украшали бриллиантовые ривьеры (ожерелья из последовательно расположенных камней).

Диадемы и тиары.jpg

3. Парюры

Для парюр (полных комплектов украшений) и полупарюр (неполных комплектов) использовались как драгоценные, так и полудрагоценные камни: аквамарины, розовые и желтые топазы, аметисты, оливины, сердолики, гранаты, и даже полосчатые агаты, которые были многим по карману.
Парижские ювелиры вставляли камни в изящные кружева из драгоценных металлов, украшенные мотивами листьев и розеток. Мода эта быстро достигла Англии и других стран, где топазы и аметисты были очень популярны, и продолжалась до 1840-х годов. Между 1805 и 1810 годами мода уже требовала носить как можно больше украшений одновременно, поэтому вне государственных и придворных мероприятий, куда надевались парюры. Модницы унизывали пальцы кольцами, обвивали шеи цепочками, которые носили также через плечо, в уши вдевали длинные висячие серьги, волосы украшали гребнями, а запястья - браслетами. 

Парюры и полупарюры.jpg

4. Ожерелья

Ожерелья представляли собой ряды камей, инталий, римских мозаик или драгоценных камней в легких золотых оправах, соединенных между собой цепочками, простого или сложного плетения, иногда украшенными мелким жемчугом. Как уже говорилось, длинные золотые цепочки из мелких или крупных звеньев, иногда с камеями, которые носили на шее или через плечо, не выходили из моды на протяжении всего XIX века. 

На торжественные мероприятия бриллиантовые ривьеры часто надевали парами. Для них использовались камни бриллиантовой огранки или огранки «роза», звенья, соединяющие их, были овальными или продолговатыми. Изготавливались также ожерелья из нескольких рядов бриллиантов разной длины.

Ожерелья.jpg

5. Серьги

Серьги были модны длинные, состоящие из одного, двух или трех плоских геометрических элементов, размещенных друг над другом, часто это были камеи. В этом же стиле выполнялись серьги - «пуассарды» с петельными застежками, проходящими по всей длине серьги. Для важных событий приберегали серьги грушевидной формы, это могли быть как простые грушевидные жемчужины, так и подвески с бриллиантами грушевидной огранки.

Серьги.jpg

6. Броши

Брошь, пожалуй, самый молодой вид ювелирного украшения. Это было связано с модой. Именно на времена стиля ампир  пришелся рассвет такого украшения как брошь. Дамы носили платья из тонких полупрозрачных тканей, на манер греческих тог. В связи с этим возникла необходимость в платках и шалях. Кашемировые шали были очень актуальны в то время. Шали необходимо было чем-то закреплять. Так броши стали неотъемлемой частью гардероба.

Звезды, солнце и полумесяц - наиболее типичные формы для брошей конца XVIII века и первых двух десятилетий XIX века. Для бриллиантов использовали закрытые оправы, и все подобные изделия выглядели двухмерными, плоскими. Броши в форме банта, характерные для XVIII века, также изготавливались и в первой четверти XIX века, их украшали не только бриллиантами, но и цветными камнями. Пластины из синей эмали в форме «маркиза» или «многоугольник», украшенные по центру декоративным бриллиантовым узором-урной, монограммой, букетом цветов - часто превращались в броши с рамкой из бриллиантов огранки «роза» или «валик».
Возможно, в связи с наполеоновскими войнами в моду вошли броши, напоминающие о военных трофеях, также с бриллиантами огранки «роза» или «валик» и иногда с цветными. С конца XVIII века и на протяжении первых двух десятилетий XIX века оставались популярными броши в виде цветов и колосьев. 
Для периода наполеоновского классицизма характерны были броши в форме лавровой ветви, но без натурализма, свойственного последующим десятилетиям. Украшения для корсажа, включающие три бриллиантовые броши одного дизайна с растительными мотивами, которые прикалывались вертикально одна над другой, считались очень модными. 

Броши.jpg

7. Подвески

Основной формой подвесок в то время был крест, украшенный полудрагоценными камнями, обычно его носили на ожерелье с такими же камнями.
В Англии в моде были мальтийские кресты, как на подвесках, так и на брошах. Впервые такие кресты, украшенные бриллиантами, появились в начале XIX века, однако только в 1830-е и 1840-е их стали носить повсеместно. Этот же мотив возродился в поздний викторианский и эдвардианский периоды. Памятные подвески спереди обычно украшала миниатюра, а сзади у них имелось отделение для пряди волос.

Подвески.jpg

8. Браслеты

Браслеты обычно одевали на обе руки, по две-три пары одновременно, на протяжении всего этого периода. В начале 1820-х появились браслеты «», состоявшие из шелковой ленточки с золотой застежкой.
В конце 1820-х и в 1830-е годы в моде были широкие браслеты с переплетенными звеньями, украшенные золотой филигранной застежкой овальной или прямоугольной формы с цветными камнями.

В 1830-х годах модными стали также браслеты с эмалью. Пластины с женевскими эмалями, изображавшими девушек в национальных костюмах, вставлялись в широкие золотые звенья, украшенные завитками, растительными и цветочными узорами, инкрустированные мелкими самоцветами. Часто встречались и золотые браслеты из крупных звеньев с растительными узорами и полихромной выемчатой эмалью.

К концу этого периода наибольшим спросом у модных дам пользовались браслеты в форме широкой плоской ленты с синей эмалью и жемчужными или гранатовыми застежками.

Браслеты с бриллиантами и цветными драгоценными камнями в 1830-е годы часто снабжались центральным элементом - он мог быть съемным - формы «картуш», как правило, с растительными узорами, звенья же выполнялись в форме витых «S» или сердец. 

Браслет.jpg

9. Пряжки, пуговицы

Пряжки носили на поясах и бантах, которыми подчеркивали завышенную линию талии, однако иногда их изготавливали просто в качестве сувениров, не предназначенных для практического использования. Как правило, они были маленькие, круглой или овальной формы, часто украшенные камеями, жемчугом, топазами, аметистами или просто золотые. Актуальны были не только камеи, вырезанные на камне или раковине, но и сделанные из фарфора. С 1773 году завод, по производству посуды Wedgwood стал производить «восковой бисквит».  Из него получались тончайшие рельефы, похожие на античные камеи: белые на голубом, сиреневом или зеленом фоне. Рисунки для этих медальонов либо придумывались самими художниками, либо брались слепки подлинных антикварных итальянских камей. Мужчины украшали свои пальто и жилеты большими, яркими пуговицами из бисквита Wedgwood, а ботинки пряжками.

Пряжки пуговицы от Wedgwood.jpg

10. Кольца

В первые два десятилетия XIX века самыми модными были незамкнутые кольца из двух золотых полос, спаянных между собой, украшенные стилизованными листьями. Также популярны были кольца в форме цветка-кластера с крупным камнем в центре  или с камнем в форме «маркиза». Небольшие камеи и римские мозаики просто вставлялись в золотую оправу-ободок правильной формы. Часто встречались и кольца с пластинами из синей эмали, овальные или в форме эллипса, по центру украшенные декоративным мотивом из бриллиантов.  И по форме, и по функциям кольца мало менялись на всем протяжении XIX века.

Кольца.jpg

11. Настольные ювелирные украшения

Перед Пасхой 1885 г. Александр III получил от своего брата письмо. В нем описывалось драгоценное яичко с сюрпризом, выставленное Фаберже на продажу. Царь, поощрявший русских зодчих, велел приобрести искусную поделку для пасхального сувенира императрице Марии Федоровне. C 1885 г. Карл Густавович удостоился звания Поставщика Высочайшего Двора, что дозволяло на изделиях и вывесках магазинов ставить Российский герб. С тех пор Царский дом ежегодно ждал от Фаберже пасхальный сувенир с сюрпризом. Эту традицию после смерти Александра III продолжил Николай II, заказывая два подарка - для супруги и матери. Подарочные яйца Фаберже и их содержимое с каждым годом становились все изощреннее. А с 1900 г. сюрпризы стали заводными.

Пасхальные яйца Фаберже.jpg

Первое яйцо, купленное императором, было исполнено ювелиром высочайшего уровня Михаилом Перхиным. Он имел право рядом с клеймом Фаберже ставить свое. В его мастерской, впоследствии, выполнялись все заказы на императорские пасхальные яйца, вплоть до смерти мастера. С 1903 г. его место занял Генрих Вигстрем, ювелир такого же класса.

На протяжении тридцати лет Фаберже создал императорской семье свыше 50-ти подарочных яиц. Кроме них известно только о тринадцати изделиях того же уровня, на изготовление которых уходило по несколько месяцев. Десять яиц было изготовлено для купчихи Базановой, которая вывезла в Париж все свои ювелирные изделия от Фаберже. По одному подобному произведению было изготовлено для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, одно заказал Альфред Нобель для своего племянника.

Яйца Фаберже.jpg

С 1890-х годов начинает работать камнерезная мастерская (лучший мастер Петр Дербышев). Карл Густавович не первый ювелир, который занимался фигурками людей, животных, растений, но первый, кто начал сочетать неблагородные и благородные металлы, камни полудрагоценные и драгоценные, эмаль, жемчуг, горный хрусталь. Резные животные напоминали нецке (маленькая символическая резная фигурка), но были настолько искусны, словно окаменели в момент движения. 

Фигурки животных.jpg

Из самоцветов и драгоценных металлов выполнялись мастерами Фаберже аксессуары: пеналы для очков, набалдашники тростей, ножи для разрезания бумаги и предметы быта - настольные часы, шкатулки и многое другое.


Предметы быта и аксессуары.jpg

Любимыми произведениями Фаберже были цветы, сделанные столь реалистично, что не верилось, будто это камень и металл. Вазы Фаберже из горного хрусталя, которые удерживали ветки, казались наполненными настоящей водой. 

Цветы.jpg

На столовые приборы Фаберже из серебра был очень большой спрос. С 1887 г. открылось московское отделение, где изготавливались сервизы и настольные украшения из серебра. Лучшим мастером был Юлий Раппорт. В серебро оправлялись хрусталь и стекло. Прозрачные кувшины, бокалы, пуншницы, фруктовницы, салатники Фаберже умельцы дополняли серебряными лапами, крыльями, головами, птиц и животных.

Столовые приборы и посуда.jpg

Запрет в России на курение в общественных местах и на улице действовал до середины XIX в. После отмены закона сразу же в моду вошли портсигары и мундштуки. Лучшими были портсигары от Фаберже. Ими занимались портсигарщики-монтировщики, делавшие еще и коробки, шкатулки, табакерки. Изделия столь тонкой работы, что не всегда можно было найти линию, разделяющую крышку с корпусом, и непонятно, где шарниры, а где петли. Механизм, открывавший крышку, порой мог найти только владелец.

Портсигары и табакерки.jpg

12. Символические украшения (траурные и протестные)

 Помимо фарфоровых камей, появились и чугунные ювелирные изделия. Они были недорогой, но модной новинкой для потребителей в Европе и Америке с 1800 по 1860 год.  Эти украшения, разработанные в Германии в 1806 - 1807 годах, часто носили во время траура, они стали символом прусского патриотизма и стойкости в борьбе с  Наполеоном I. Чугунные камеи также были в ходу. Женщины жертвовали золотые ювелирные изделия в обмен на чугунные под девизом: «Я сдала золото за чугун».

Чугунные украшения.jpg
    

Торжество ампира было непродолжительным, практически оно закончилось вместе с падением империи Наполеона. 

Коллекция Ювелирного Бренда Роскошь «Ампир» была создана на основе исторического стиля ампир. В ней нашли отражение такие характерные черты стиля, как крупный цветной камень в центре ювелирного изделия (изумруд, сапфир), эффект пустого центра украшения был решен посредством прозрачного, нежно-голубого аквамарина. Помимо ярких камней, изделия украшают россыпи мелких бриллиантов. В декоре используются лавровые ветви и венки, тема  орденов и наградной военной атрибутики. Дизайн лаконичен и геометричен. Форма изделий чаще круг, реже треугольник и звезда.

ЮБ Роскошь Коллекция Ампир.jpg

Возврат к списку

Ваша корзина пуста