Коллекции Ювелирного Бренда Роскошь
Назад

Хокусай

Коллекция: Хокусай

Стиль: японская гравюра фукэй-га

Материал: золото 585, белое

Вставки: бриллианты, рубины, пейзажный агат

Базовый элемент: ветвь сакуры, бонсай, пик горы Фудзияма

Творческий источник: японские гравюры укиё-э жанра фукэй-га, ксилографии Кацусика Хокусая

 Эмоция: умиротворение

 

1.   Гравюра Укиё-э-зарождение

История Японии как государства насчитывает более 8 тысяч лет. Длительная изоляция от остального мира сформировала самобытную культуру отличную от других цивилизаций. Как и вся культура Японии, традиционная японская живопись уникальна.

            Японская гравюра, менее скованная, чем живопись, канонами, возникла в XVII веке в среде торгового и ремесленного сословия. Гравюра была наиболее доступным для горожан массовым видом искусства. Темами для гравюр укиё-э являлись сюжеты поэзии и жанровых рассказов укиё-дзоси, пьесы театра Кабуки.

Направление в изобразительном искусстве Японии - укиё-э, начало развиваться с  периода Эдо (1600-1868). Стиль укиё-э зародился на волне урбанизации конца XVI века. Торговцы и мелкие ремесленники, начали писать рассказы и оформлять их рисунками. Подобные сборники носили название эхон («книга картинок»). Одним из примеров подобного искусства является издание 1608 года «Исэ-моногатари» («Повесть об Исэ») Хонами Коэцу. В подобных книгах широко использовались укиё-э в качестве иллюстраций. Книги издавали массовыми тиражами и Текст и  иллюстрации  в этих изданиях печатались черным цветом. Позднее гравюры стали печатать как самостоятельные произведения – какемоно (свиток с картиной или изречением).

Укиё-э.jpg

Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме для обозначения «бренного мира, долины печали», но в эпоху Эдо, с появлением городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и  его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви».

Укиё-э - картины повседневной жизни. Мастера этой школы открыли не только новые темы в своих произведениях, они обратились к новой технике - ксилографии, которая давала широкие возможности для во­площения их творческих замыслов, для создания искусства, доступного и понятного горожанам. В XVII столетии гравюра на дереве поднялась до высот подлинного искусства.

Техника ксилографии, появилась в Японии еще в период Хэйан (794-1185) вместе с распространением буддизма. Техника печати с деревянных досок вначале использовалась при изготовлении черно-белых оттисков с изображениями различных буддийских святых при иллюстрировании текста сутр. 

Первые станковые гравюры были также черно-белыми, потом их начали слегка подкрашивать от руки киноварью (тан-э), позднее гравюры подкрашивались темно-красной краской (бэни-э) или оттенялись черной плотной краской, что создавало эффект покрытия черным лаком (уруси-э). Первые оттиски с использованием красного цвета (бэнидзури-э) появились в середине XVIII в. Постепенно число досок для цветной печати увеличивалось, и в 1765 г. появились первые многоцветные гравюры, получившие название "парчовые картины" (нисики-э). 

Черно-белые укиё-э.jpg

2.   Изготовление гравюры

В процессе создания гравюры укиё-э участвовали: художник, резчик и печатник. Важную роль играл издатель, изучавший спрос и определявший тираж. Зачастую именно он задавал тему гравюры и влиял на характер издания.

Процесс создания гравюры выглядел следующим образом. Художник делал контурный рисунок прототип гравюры тушью на тонкой, прозрачной бумаге. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита, вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая, таким образом, первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Затем делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру. Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров, цеховая организация процесса обусловили своеобразие японской ксилографии.

Техника создания укиё-э.jpg

3.   Жанры гравюры укиё-э

Бидзин-га – общее название для произведений живописи и графики, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве Японии. Обозначение «бидзинга» может использоваться и для современных средств искусства, представляющих классический образ прекрасной японской женщины, как правило, одетой в кимоно.  

Практически все мастера укиё-э создавали картины в жанре «бидзинга». Изображения этого жанра были одной из центральных тем этого направления японского искусства. Среди художников, создававших бидзинга, следует упомянуть таких мастеров формы и новаторов в японской живописи, как Хисикава Моронобу (первый крупный художник японской ксилографии, создавший значительное количество ксилографических альбомов), Китагава Утамаро, Судзуки Харунобу, Тоёхара Тиканобу, Тории Киёнага, Нисикава Сукэнобу, Ито Синсуй.

Бидзин-га.jpg

Якуся-э – (яп. - изображение актеров), жанр японской гравюры направления укиё-э, отражающий жизнь актеров театра Кабуки. Воз­ник в конце XII в. как оформление плаката, афиши, театральной про­граммы. Ранние произведения якуся-э (конец XII – середина XIII в.), выполненные в технике ксилографии с яркой под­краской оттисков, создавали герои­ческий образ актера-исполнителя остродраматических ролей. Они привле­кали захватывающей стремительно­стью действия и роскошью театраль­ных одежд (гравюры Тории Киёнобу с фигурой обращенного к зри­телям актера, как бы летящего в танце, жонглируя оружием). Во 2-й половине XIII века в гравюрах якуся-э появ­ляются лирические сцены, портреты актеров в процессе работы, в артис­тической уборной. Высший этап развития жанра якуся-э – творчест­во Тёсюсая Сяраку (кон. XIII – нач. XIX в.). Он создал галерею порт­ретов, в которых актер предстает в образе страдающего, ненавидящего, алчущего, сжигаемого страстями че­ловека. В произведениях XIX в. уси­ливается тяга к декоративности, снижается интерес к внутреннему миру персонажей.

Японская театральная гравюра в процессе своего развития стала самоценным и самостоятельным искусством, расцвет которого пришелся на XVII – XIX вв.

Якуся-э.jpg
 

Катё-э (яп.  Катё-э, или катё-га  «картины о цветах и птицах») – поджанр японской гравюры укиё-э, ведущий свое происхождение из традиционного жанра китайской живописи, посвященного тому же предмету. Существовали мастера, специализирующиеся исключительно на этом жанре, хотя крупные мастера укиё-э, например, Хиросигэ, также иногда его использовали.

Охара Косон является одним из самых известных художников в жанре «катё-э» двадцатого века.

Катё-э.jpg

Фукэй-га – пейзажная гравюра, получившая широкое распространение в первой половине XIX в. Расцвет пейзажного жанра в японской классической ксилографии связан с именами двух великих художников – Кацусика Хокусая (1760–1849) и Андо (Утагава) Хиросигэ (1797-1858). В Японии много замечательных мест и великолепных пейзажей. Но всемирную известность приобрела гора Фудзияма – символ страны Восходящего Солнца. Японцы восхищаются Фудзиямой и считают её национальной святыней. Священный трепет и восхищение вызывает у жителей Японии вершина Фудзи, покрытая снегом. Вулкан имеет классическую коническую форму и поражает своим совершенством. На фоне голубого неба вырисовываются слегка усечённые и симметричные склоны Фудзиямы. Всё это приносит в душу покой, говорит об упорядоченности мироздания и гармонии в природе.

Фукэй-га.jpg

Муся-э – историко-героический жанр; изображение прославившихся в истории Японии самураев, сцен сражений. Традиционный жанр укиё-э. 

Муся-э.jpg

Суримоно - поздравительные карточки благопожелательного содержания, изображающие жанровые сцены, цветы и растения, животных и птиц, пейзажи, деревья, богов счастья и богатства, предметы — символы добра. Суримоно отличались особой нарядностью, так как выполнялись к знаменательным датам, праздникам, датам, связанным со сменою времен года, дням рождения, свадьбам. В суримоно обязательно вводилась поэтическая надпись, дополняющая, а иногда и поясняющая художественный образ. 

Суримоно.jpg

Сюнга - альбомы и отдельные серии гравюр на эротические темы. Как правило, подобные гравюры издавались анонимно, художники не рисковали их подписывать.

Сюнга.jpg

Иокогама-э - изображение представителей различных стран, новых механизмов, домов европейского стиля и т.д. Он возникает с появлением первых иностранцев в Японии. В середине XIX в. в укиё-э начинают использовать, завезенные из-за границы анилиновые красители, значительно удешевившие и упростившие процесс производства гравюр, но сильно ухудшившие их качество.

Иокогама-э.jpg

Развитие японской ксилографии определялось несколькими ведущими школами - династиями: их основатели как бы формировали свой стиль, в русле которого работали ученики и последователи. Но были и выдающиеся мастера, творчество которых не вписывается в рамки какой-либо династии и стоит особняком, обозначая яркие вехи в истории японской гравюры (Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тосюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо (Утагава) Хиросигэ). 

4.Школы укиё-э

В конце ХVII - начале ХVIII в. на первое место в искусстве укиё-э выдвигается династия Тории, ее глава - Тории Киёнобу (1664-1729), последователь Моронобу. Главная тема художников династии Тории - театр Кабуки - находит воплощение в гравюрах с изображениями актеров (якуся-э), других видах ксилографических изданий, связанных с театром (афиши, программки спектаклей). Художники династии Тории активно используют нововведения в технике ксилографии (бэни-э - розовая гравюра. Тип гравюры укиё-э, раскрашенной от руки кистью, для которой вместо охристой минеральной краски тан применялась розовая растительная краска бэни с добавлением к ней желтого, оливкового и коричневого цветов и уруси-э - лаковые картины. Техника печати, при которой на самые заметные части гравюры наносили японский лак - уруси). Из учеников Тории Киёнобу наиболее известны Тории Киемасу (1697-?) и Тории Киемицу (1735-1785).    

Тории Киёнобу.jpg

В первой половине ХVIII в. одной из крупнейших школ живописи укие-э стала династия Кайгэцудо во главе с Андо Кайгэцудо (1671-1743). Мастера этой школы создавали живописные портреты куртизанок в полный рост в ярких красочных костюмах. Это были изображения, служившие своего рода рекламой знаменитых красавиц, популярных обитательниц "веселых кварталов". Гравюр Андо Кайгэцудо не сохранилось. Среди последователей Кайгэцудо Андо наиболее известны Кайгэцудо  Анти, Кайгэцудо Дохан, Кайгэцудо Досин.

Династия Кайгэцудо.jpg

Основатель династии Кацукава - Кацукава Сюнсё (1726-1793), развивая жанр театральной гравюры, вводит в обиход два ее типа: первый - парадные портреты актеров в статичных позах на фоне театральных занавесов и второй - актеры в гримерных комнатах, в интимной обстановке, не предназначенной для посторонних глаз. Попытка рассмотреть под маской внутренний мир актера характерна и для других мастеров династии Кацукава (Кацукава Сюнте, Кацукава Сюнэй), и их современников (Иппицусай Бунте).

 
Кацукава Сюнсё.jpg

Одной из наиболее известных школ японской гравюры в XIX в. стала династия Утагава, основанная в конце XVIII в. мастером гравюры жанра укиё-э Утагава Тоехару (1735-1814). Эта разветвленная и многочисленная школа оставила после себя множество живописных и графических работ в различных жанрах, однако основными для нее были все же театральная гравюра и историко-героическая тема. Утагава Тоехиро (1773-1829), ученик Тоехару, специализировался на изображениях красавиц. Утагава Тоекуни (1769-1825) - один из ведущих мастеров школы Утагава - славился своими театральными гравюрами. Утагава Куниеси (1797-1861) - автор множества серий исторических и героических гравюр, изображавших самураев в батальных сценах. 

Династия Утагава.jpg

5.Нововведения в укиё-э

Художником, активно внедрявшим цветную печать – в противовес покраске от руки был Окумура Масанобу (1686-1764), прозванный Гэнроку, был не только известным художником, но и популярным издателем книг и альбомов. Среди других его нововведений в укиё-э - хасира-э (гравюры узкого и длинного формата), уки-э (композиционный прием в живописи и гравюре, позволявший изображать пространство в перспективе).

Окумура Масанобу.jpg

Создателем метода печати многоцветной гравюры был Судзуки Харунобу (1725-1770). Начав с печати с трех-четырех форм, Харунобу затем увеличил число досок до 7-9, а также стал активно использовать различные возможности техники: тиснение по влажной бумаге, печать золотым и серебряным порошком. Харунобу создает особый тип изображения красавиц. На смену величавым и статным красавицам Кайгэцудо и Масанобу приходят хрупкие юные девушки, почти подростки, необычайно трогательные и грациозные. Атмосфера доверительности, камерности характерна для всех произведений Судзуки Харунобу. 

Судзуки Харунобу.jpg

Введение новых, более сложных и дорогостоящих техник объяснялось возникновением моды на специальные гравюры суримоно, выпускавшиеся небольшим тиражом для узкого круга любителей к различным датам или специально к Новому году. Для суримоно использовались более плотная и дорогая бумага, дорогие пигменты. Кроме суримоно, Харунобу ввел в обиход специальные календарные гравюры экоеми. 

Суримоно Харунобу.jpg

В конце XVIII в. гравюра укиё-э достигла своего расцвета. Она заменяла в небогатых домах дорогостоящую живопись, широко использовалась для иллюстрирования книг, оформления календарей и театральных афиш, рекламы и поздравительных текстов.

В 1840-х гг. правительство Японии издает специальные эдикты против роскоши, распространявшиеся и на гравюру. В частности, запрещается использовать дорогие краски при печати, тисненую бумагу и печатать с большого количества досок. К этому времени относится появление гравюр, выполненных в технике монохромной печати аодзури-э, в которой художники добивались множества градаций оттенков синего цвета. Все готовые к печати листы должны были быть удостоверены цензорскими печатями. Художникам запрещалось указывать на гравюрах имена куртизанок и актеров, иллюстрировать исторические события и изображать сцены, содержащие намеки на современные события. Эти ограничения способствовали развитию пейзажного жанра.

Возможно, без этих запретов Япония не приобрела бы таких гениев пейзажа, как Ансо Хиросигэ и Кацусико Хокусай, но ввод жесточайшей цензуры вызвал шок в мире укиё-э – из привычного репертуара изымались целые жанры.
Осакская школа, основной и единственной специальностью которой была театральная гравюра, впала в паралич, в котором пребывала около пяти лет.
Реакцией на цензуру стало обращение художников к карикатуре (фуси-га). Они начали изображать людей в обличье животных.

Карикатуры.jpg

Японская гравюра конца XVII — первой половины XIX века. Именно она представляет в глазах европейцев наиболее яркие черты искусства Востока. Красочная и вместе с тем изысканная, экзотическая и понятная по содержанию гравюра впервые привлекла внимание художников и любителей искусства во второй половине XIX столетия. Японской гравюрой увлекались Тулуз-Лотрек, Мане, Дега, Ван-Гог. Знакомство с ней повлияло на творчество русских и советских художников: Билибина, Сомова, Остроумовой-Лебедевой, Митрохина, Верейского. Сейчас японская гравюра заняла достойное место в ряду значительнейших достижений мирового искусства. 

  
Картины Винсента Ван Гога в стале японской гравюры.jpg

Коллекция "Хокусай" Ювелирного Бренда Роскошь представляет собой ряд колец с пейзажными зарисовками в стиле гравюры укиё-э. Источником творчества коллекции является пейзажный жанр японской гравюры фукэй-га и творчество одного из самых ярких представителей этого жанра Кацусика Хокусая. Виды горы Фудзиямы, храмовые постройки, цветущая сакура – все это нашло отражение в виде накладок из белого золота на невероятный по своей окраске пейзажный агат.

             

Возврат к списку

Ваша корзина пуста