Коллекции Ювелирного Бренда Роскошь
Назад

Chrysler Building

Крайслер Билдинг – манхэттенский небоскрёб в стиле Ар Деко. Он считается одним из символов Нью-Йорка. На сегодняшний день, Крайслер Билдинг остается одним из самых красивых небоскребов, возглавляя список наиболее популярных и любимых американцами высотных зданий.   

Крайслер Билдинг.jpg
 

1.    История строительства

В конце двадцатых - начале тридцатых годов 20 века в Нью-Йорке один за другим строились небоскребы, претендующие на звание самого высокого здания в мире. Владелец каждого из них пытался превзойти по высоте небоскреб предшественника.

Решил построить небоскреб для штаб-квартиры своей корпорации и Уолтер Крайслер, американский автомобилестроитель и промышленник. По замыслу Крайслера, небоскреб должен был стать самым высоким зданием в мире. Архитектор Уильям ван Ален разработал проект здания высотой 246 метров для Уильяма Рейнольдса, бывшего сенатора. В первоначальном варианте, ван Ален планировал использовать выполненную в виде бриллианта стеклянную крышу в качестве украшения. Также, согласно этому проекту, в основании выставочные окна увеличивались в 3 раза по высоте и имели 12 этажей над собой, образуя стеклянные углы. Это нужно было для того, чтобы создать визуальный эффект легкости, как будто небоскреб парит в воздухе. Однако проект был признан чересчур опережающим время и слишком дорогим для Рейнольдса. В 1928 году готовый проект был выкуплен Уолтером Крайслером. По требованию Крайслера проект был пересмотрен, планируемая высота здания увеличилась на десять этажей (до 282 метров). Поскольку Уолтер Крайслер являлся представителем автомобильной корпорации, при помощи декоративных элементов он решил отдать дань автомобилестроению и инженерии Америки 20-х годов.   

Уолтер Крайслер и Уильям ван Ален.jpg

Возведение Крайслер Билдинг началось 19 сентября 1928 года на углу 42-й улицы и Лексингтон Авеню. В первую очередь была расчищена территория, необходимая для строительства. Возведение фундамента началось через 6 месяцев, а еще через полгода полностью был выполнен стальной остов. Крайслер Билдинг строили с огромной скоростью: четыре этажа в неделю. Для крепления стального каркаса использовали 400 тысяч заклёпок, стены вручную уложили из 3 826 000 кирпичей.

Строительство.jpg

В это же время, в Нью-Йорке, заканчивалось строительство другого небоскреба - семидесятиэтажного здания Банка Манхэттена на Уолл-стрит, 40, позже известного как "Трамп Билдинг". Его архитектором был Крэг Северанс, бывший коллега ван Алена. Зная предполагаемую высоту Крайслер Билдинг, Северанс увеличил высоту своего небоскреба до 283 метров. Но ван Ален, узнав об этом, добился разрешения поставить на здании 38-метровый шпиль для того, чтобы здание достигло высоты 319 метров. Сооружение было смонтировано внутри небоскрёба тайно. Монтаж прошёл успешно и занял 90 минут.

Крайслер Билдинг  был открыт для публики 27 мая 1930 года и выиграл гонку за звание самого высокого здания планеты. Но таким он оставался недолго, через одиннадцать месяцев это звание перешло к 102-этажному Эмпайр Стейт Билдинг. После этого Крайслер отказался оплатить гонорар ван Алена, так как Крайслер Билдинг так и не стал самым высоким зданием в мире. Также фактом является то, что корпорация Крайслер не имела собственности на здание Крайслер Билдинг, хотя небоскреб был построен для ее штаб-квартиры. Крайслер Билдинг был построен на личные средства Уолтера Крайслера для того, чтобы здание находилось в семейной собственности и могло быть передано по наследству.

Трамп Билдинг Крайслер Билдинг и Эмпайр стейт билдинг.jpg

2.    Архитектурные элементы

Архитектура здания как внутри, так и снаружи выполнена в типичном для того времени стиле Ар Деко.

Многие элементы декора небоскреба Крайслер Билдинг имеют тематическую направленность, намекая, на продукты корпорации Крайслер эпохи 20-х годов прошлого века — автомобили Chrysler и Plymouth. Так, например, 31-ый этаж башни, облицованной белым кирпичом со вставками из серого кирпича, украшен фризом, который увенчан крылатыми урнами, напоминающими крышку радиатора модели Chrysler 1929 года. На углах 61-го этажа восемь гигантских металлических орлиных голов сторожат стороны света как защитные символы на средневековых замках.  

Орлиные головы.jpg

Лейтмотив здания - это автомобиль, превращающийся в летательный аппарат, или аппарат, становящийся живым летающим существом. Урны, отрастившие крылья, головы орлов, выполненные из металла. Еще одним элементом декора небоскрёба является металлический шпиль, украшающий корону. Сужающиеся кверху ярусы здания как будто плавно перетекают в него, создавая впечатление, что здание уходит в небеса. 

Декоративные урны с крыльями.jpg

Полукруглые элементы короны повторяют форму автомобильных дисков компании Крайслер. В этом контексте, корона может быть истолкована как оперение, сделанное из металла, с треугольными окнами и фигурными металлическими панелями, являющимися элементами этого оперения.

Металлическое оформление короны при солнечном свете создаёт игру бликов на металле, а ночью треугольные окна короны подсвечены изнутри и свет отражается в изгибах деталей.

Корона и шпиль.jpg

Небоскрёб построен из светлых и темных кирпичей. Сочетание кирпичей в кладке не случайно: архитектору нужно было, чтобы окна здания не терялись на фасаде, а наоборот, четко выделялись, поэтому оконные проёмы строились из кирпича более темного оттенка.

Здание очень тщательно проработано во всех деталях, как в экстерьере, так и в интерьере. На 71 этаже находилась обзорная площадка, которая была заменена рестораном в 1945 году. Но все эти предприятия перестали окупаться, когда началась Великая депрессия. В июле 1930 года на 66-ом, 67-ом и 68-ом этажах был открыт частный «Облачный клуб» (Cloud Club). Это был закрытый клуб только для мужчин. Для магнатов и знаменитостей своего времени. «Облачный клуб» был создан частично по воле и при поддержке компании Texas, известной как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая компания Texaco. Они занимали 14 этажей в Крайслер Билдинг, но им также хотелось иметь ресторан и клуб для руководства и топ-менеджеров.

Дизайнерские решения в оформлении интерьеров клуба были своего рода компромиссом между модернистским подходом Уильяма ван Алена и вкусами Уолтера Крайслера, который предпочитал баронский стиль – интерьеры средневековых замков и более поздних стилизаций, близких к архитектуре норманнов 12 - 13 веков. Холл на 66-ом этаже, с врезными дубовыми панелями был выполнен в стиле Тюдор, а гриль зал — в староанглийском стиле с деревянным полом, деревянными балками, коваными люстрами и дверями из этилированного стекла.

Также в закрытом «Облачном клубе» была одна обеденная комната — исключительно для Уолтера Крайслера. Упоминается и тот факт, что в «Облачном клубе» была потайная комната для хранения алкоголя во время сухого закона. Окончательно «Облачный клуб» был закрыт в 1979 году. После закрытия его помещения стали использоваться для офисов различных компаний.   

Облачный клуб.jpg

Крайслер Билдинг считается чисто офисным зданием, но в нем были скрыты несколько апартаментов. На верхнем этаже имел квартиру и офис Уолтер Крайслер.

Другим известным постояльцем, в 30-е годы, была знаменитый фотограф Маргарет Бурк-Уайт, проживавшая на 61 этаже. Договор с менеджментом Крайслер Билдинг на аренду ее квартиры был пописан с Time Inc., потому что, по кодексу дома, менеджмент не имел права сдавать квартиры женщинам, несмотря на их социальный статус. 

Маргарет Бурк-Уайт фотографирует с Крайслер Билдинга и вид на офис У.jpg

Когда состоялось открытие небоскреба Крайслер Билдинг, можно было прийти в публичную обсерваторию, расположенную на 71 этаже (в шпиле) и полюбоваться видом города. Эта смотровая площадка закрылась в 1945 году.

Обсерватория.jpg

Самые верхние уровни здания узкие с низкими потолками, их создавали преимущественно для обозрения снаружи и использовали для радиооборудования и других механических и электрических аппаратов.

Одно время в шпиле небоскреба располагался частный стоматологический кабинет.   

Стоматолог в Крайслер Билдинг.jpg

3.    Интерьер

Холл небоскреба отличают красные стены из марокканского мрамора с узором, напоминающим пламя и пол, выполненный из жёлтого сиенского мрамора. Все это подчеркивается янтарным ониксом и вставками из голубого мрамора. Мраморная отделка в сочетании с высокими потолками иллюстрирует богатство периода Ар Деко. Освещение в холле теплое, слегка приглушенное.

Главный вход и холл Крайслер Билдинга.jpg

Впечатляют огромные фрески созданные Эдвардом Трамбаллом  (Edward Trumbull) и названные «Энергия», «Результат», «Мастерство» и «Транспортировка». Мозаичные панно и графика прославляют технический прогресс через  яркие, энергичные  образы. Фрески очень созвучны с более поздней монументальной графикой СССР. Воспевают действие, движение, труд простых рабочих, энергию и скорость.

Мозаичные панно Эдварда Трамбалла.jpg

Оформление дверей лифтов демонстрирует влияние экзотики Египта на стиль Ар Деко.  Собранные из привезенных со всех уголков мира ценных древесных пород в сочетании с нержавеющей сталью, все 32 лифта здания были спроектированы лично Ван Аленом. Изыскано инкрустированные двери и кабины лифтов, тиковое дерево, филиппинское красное дерево, кубинская слива, английский клён с зелёной древесиной, американская и южно-африканская прима-вера, осина, кудрявый клён и ореховое дерево из Америки, австралийский шёлковый дуб. Богатая отделка деревом - это ещё один буквальный образ автомобиля в оформлении интерьера здания, ведь автомобили того времени имели в своей внутренней отделке множество деревянных элементов, а также деревянную панель приборов.

Оформление лифтов.jpg

В Крайслер Билдинге Ван Алена охвачены все элементы периода Ар Деко: начиная со стилизованных черных, белых и серых кирпичей в основании и насыщенных цветом мраморных холлов, заканчивая использованием новейших материалов и архитектурной дани компании Chrysler, выраженной в причудливых изогнутых линиях и захватывающей дух вертикальности.

В свое время здание подвергалось критике за «легкомысленный» дизайн, отошедший от прямого и функционального модернизма. 

Элементы декора.jpg

В 1976 году здание Крайслер Билдинг получило статус Национального исторического памятника США. По мнению многих специалистов, Крайслер Билдинг — самый красивый из многочисленных небоскребов Манхэттена. Здание традиционно входит в десятку самых любимых архитектурных сооружений Америки.

До пятидесятых годов XX века здание оставалось собственностью семьи Крайслер, впоследствии оно поменяло многих хозяев. Сейчас здесь расположены офисы множества компаний. В связи, с этим доступ открыт только в вестибюли первого этажа. 

Крайслер Билдинг - Национальный исторический памятник США.jpg
 

Возврат к списку

Ваша корзина пуста